06.03.2018, 09:58

Ковровские «менталисты»: считать и творить

Умение быстро находить решение любой сложной проблемы, работать в режиме многозадачности, развитые память, абстрактное мышление и воображение – казалось бы, какое отношение к этим замечательным и необходимым в современном мире свойствам имеет умение быстро считать? Оказывается, самое прямое, если это не просто счёт, а ментальная арифметика.
Ковровские «менталисты»: считать и творить

На экране с интервалом в секунду всплывают цифры, с которыми надо производить арифметические действия. Ребёнок, складывая и вычитая, одновременно с выражением декламирует Пушкина или играет на аккордеоне. И через 30-40 секунд выдаёт правильный ответ. Это один из приёмов ментальной арифметики, благодаря которому развиваются оба полушария мозга – и левое, отвечающее за логику и аналитическое мышление, и правое, «в компетенции» которого эмоции и творчество. Этому способствует и тренажёр – счёты под названием абакус. В реальности он присутствует только на первых занятиях, потом ребёнок будет представлять его в уме и также мысленно двигать «косточки», сразу обрабатывая цифровую информацию. Следом происходит всестороннее развитие, где быстрый счёт – только бонус. Хотя, согласитесь, в быту очень полезный.
Первый чемпионат
История ментальной арифметики насчитывает тысячи лет. К нам она пришла из Японии, где входит в школьную программу (впрочем, как и в Корее, и Китае). И соревнования по этому виду прикладной науки в странах Азии происходят регулярно. А вот в России первый Открытый чемпионат состоялся совсем недавно. В Москву съехались более 1000 участников от 4 до 16 лет из 11 стран. Владимирскую область представлял Матвей Климович. Его тренер и «по совместительству» папа Дмитрий Климович преподаёт ментальную арифметику только три месяца, но полученных учеником навыков хватило, чтобы показать хорошие результаты в своей возрастной группе, где было 250 участников.
«Ментальную арифметику преподают и в других городах, – поясняет Дмитрий. – Но, видимо, там решили подождать, пока ученики не пройдут полный цикл – 80 занятий, рассчитанных на год и 8 месяцев. А мы решили заявить о том, что вот есть Ковров, ну и на «разведку» – узнать все нюансы конкурса. Поэтому я и взял именно Матвея. Он успешно подтвердил результаты, которые показывал на занятиях, выглядел достойно даже среди тех, кто занимается уже давно. А у нас в группе есть и другие ребята, которые ему не уступают. В следующий раз мы поедем уже более широким составом и будем нацелены на призовые места – чемпионат в Москве объявлен ежегодным».
Ковровские «менталисты»: считать и творить

Подарки достались всем
Конкурс проходил в нескольких возрастных категориях, задания – от сложения и вычитания однозначных чисел до умножения и деления 3- и 4-значных, которые появлялись на экране с интервалом в 0,3 секунды, так, что даже взгляд нетренированного человека не успевает воспринимать. Некоторые задания давались на бумажных листах (формат А4, сплошь исписанный цифрами), другие на специальной электронной платформе. В финал выходили по 15 человек из каждой возрастной категории.
Собственно конкурсные задания выполнялись без «отвлекающих моментов», но в перерывах проходили баттлы – когда дети, решая примеры, играли на скрипке, фехтовали, били чечётку. Соревнования вообще стали праздником для детей – для них выступали юные участники «Новой волны» и «Голоса», показывали шоу гигантских мыльных пузырей. Не обошлось и без политики – на детское мероприятие зачем-то пришёл Владимир Жириновский (правда, о чём вещал, участники толком не поняли, да и особо не старались). На второй день организовали экскурсию по столице. Главным призом была поездка в парижский Диснейленд, но подарки достались всем участникам.
Все возрасты покорны
Хоть ментальной арифметикой можно заниматься уже с 4 лет, Дмитрий Климович признаётся, что оптимальный вариант – 7-9 лет, когда ребёнок уже пошёл в школу и у него появляется серьёзная нагрузка.
«Но у нас и 13-14-летние ребята занимаются и показывают хорошие результаты, – говорит преподаватель. – Жаль, что родители в своих детей не очень верят. На самом деле дети все умные и гораздо способнее, чем мы о них думаем, но таланты сами по себе редко проявляются, их надо развивать. Суть ментальной арифметики – чтобы учиться было весело и интересно. Строгости детям и так хватает. А ребёнок может и должен развиваться с радостью. Даже то, что он отвлекается – это нормально, он же мир познаёт».
Говорят, что навыки быстрого счёта остаются на всю жизнь – как езда на велосипеде. Даже если человек их не использует, сможет вспомнить в любой момент. И заняться ментальной арифметикой можно в любом возрасте. Правда, тех успехов, которые показывают дети, вряд ли удастся достигнуть, но позаниматься «для себя» и «прокачать» свои познавательные функции реально всегда. Тем более что сейчас интернет с мастер-классами и описанием методик занятым людям в помощь.
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий