03.04.2018, 09:32

Свидетель обвинения

Свидетель обвиненияВ Ковровском историко-мемориальном музее открылась выставка, которая знакомит нас с творчеством и жизнью двух художников – Нины Луговской, автора знаменитого «антисталинского дневника», и её мужа, Виктора Темплина.
Супруги были арестованы в один год и провели юность в Колымских лагерях. Одна судьба на двоих – и ещё на миллионы их современников. Но если Виктор Темплин был в 17 лет арестован как сын «врага народа» (его отца, немца, пленного Первой мировой, оставшегося в России, расстреляли как «шпиона»), то Нина Луговская поплатилась не только за «неблагонадёжную» семью, но и за собственные убеждения.
Несколько лет она вела дневник, где сердечные переживания и рассказы о школе и уроках, обычные для девочки-подростка, перемежались с политической хроникой событий в стране и её осмыслением. По-детски эмоциональные и категоричные, но умные, смелые и неожиданно точные, они стали живым свидетельством эпохи. Документом, показывающим историю государства через судьбу отдельно взятого «маленького человека».
Свидетель обвинения

Впрочем, арестовали 17-летнюю Нину вместе с её матерью и старшими сёстрами вовсе не за дневник. Истинной причиной стали взгляды отца, левого эсера, первую половину жизни скитавшегося по царским тюрьмам и ссылкам, а вторую – по советским. Из общества надлежало изъять всю неблагонадёжную семью. А дневник стал поводом дополнительно обвинить Нину ни больше ни меньше как в подготовке покушения на Сталина. Поджидала, мол, пока он выйдет из Кремля, и собиралась застрелить из пистолета. За это Нина в 1937-м получила 5 лет лагерей, а потом ещё несколько лет оставалась на Колыме как вольнонаёмная.
Там они встретились с Виктором Темплиным и поженились. А когда наконец в середние 50-х смогли уехать, местом жительства выбрали Владимир. В нём и провели долгие годы, плодотворно, а возможно, и счастливо. Работали художниками-постановщиками в областном драмтеатре, стали известными живописцами. Картины супругов хранятся во многих российских и зарубежных собраниях.
Некоторые можно сейчас увидеть в двух залах ковровского музея. В основном это картины Нины Луговской. Она была ярким представителем знаменитой Владимирской школы живописи, в которую привнесла свой оригинальный стиль, который искусствоведы называют «витражным».
Свидетель обвинения

Поразительно, как человек, переживший столько ужаса и боли, смог создать полотна, с которых на зрителя буквально выплёскивается вся красота этого мира и огромная жажда жизни. Яркие чистые краски, цветовая насыщенность, широкие мазки создают мирные деревенские пейзажи и душевные натюрморты. Как говорят специалисты, живопись Луговской – это картины «земного рая», наслаждение свободой, красотой, природой.
Как вспоминают друзья и коллеги, супруги были сосредоточены на искусстве и предпочитали не делиться тяжёлыми воспоминаниями. В начале 60-х Темплин и Луговская и члены их семей были реабилитированы. Нина Луговская умерла в 1993 году, муж пережил её на несколько месяцев. А в 2001-м сотрудники общества «Мемориал» в Государственном архиве нашли чудом сохранившиеся дневники Нины – три толстые потрёпанные тетради. По ним была издана книга «Хочу жить», которую перевели и выпустили в 20 странах. Во всём мире её называют «русской Анной Франк», а её дневники рекомендованы школьникам для чтения.
Свидетель обвинения

Но вот в России о том, что известная художница была когда-то школьницей-политзаключённой, мало кто знает. Или не хочет знать. Люди устали от разоблачений последних лет и избегают болезненных, травмирующих воспоминаний. Но тем, кто сегодня пытается представить сталинскую эпоху «золотым веком», неплохо было бы почитать дневники Нины Луговской и посмотреть в бледное, измученное лицо девочки на чёрно-белом «подследственном» фото...
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий