10.04.2018, 09:50

Подарок от Устинова на долгую память

13 апреля отмечается праздник, который к нашему городу имеет непосредственное отношение. Это день рождения троллейбуса. 13 апреля 1902 года в России появился «трамвайный автобус», или «безрельсовый трамвай», как тогда называли этот новый вид общественного транспорта. В Коврове троллейбус имеет хоть и не столь почтенный, но уже зрелый по человеческим меркам возраст.
Подарок от Устинова  на долгую память

Ковровчане увидели троллейбус на улицах своего города в 1975 году. Увидели они то, что в городе с населением менее 250 тысяч человек быть не должно. Низкий поклон за это вложение в нашу инфраструктуру депутату Верховного Совета СССР Дмитрию Федоровичу Устинову, который решил, что третья оружейная столица страны должна иметь такой транспорт. Долгое время Ковров был самым маленьким городом, где есть троллейбусы. В 2000 году эту «пальму первенства» у нас перехватил город Видное.
На протяжении 43 лет троллейбусы были и остаются у нас самым востребованным видом общественного транспорта. Были и непростые времена. Снижался пассажиропоток, росла конкуренция со стороны маршруток-автобусов. Буквально несколько лет назад УТТ работало с многомиллионными убытками. В 2014 году, когда стоимость проезда составляла 14 рублей, директор В. Мишин называл экономически обоснованным тариф более 22 рублей. Трудно сказать, куда бы завел такой расчет предприятие. Новым руководителем Владимиром Соловьевым был взят курс на снижение издержек и эффективное использование ресурсов. В 2016-м предприятие сработало безубыточно при экономически обоснованном тарифе в 16 рублей. А УТТ еще и социальную нагрузку несло: перевозило пенсионеров по льготным проездным билетам, не получая за это дотаций из бюджета. УТТ не только расплатилось с долгами, но и стало обновлять транспортный парк.
Новые и почти новые
О результатах работы предприятия за прошлый год рассказал действующий директор УТТ Вячеслав Веремеев (на фото): «2017 год отработали с прибылью. За счет прибыли приобрели в лизинг 5 троллейбусов, 4 автобуса на газомоторном топливе. Выполнили капитальный ремонт пяти троллейбусов. 9 троллейбусов, которые отработали 20-30 лет, переоборудовали новыми компрессорами. Заменили около 3 км контактной сети и около 20 опор. Для улучшения движения провели реконструкцию контактной сети на въезде в город и на перекрестке с ул. Шмидта. Заасфальтировали территорию внутри парка».
В планах на текущий год капитальный ремонт еще пяти троллейбусов. Если раньше капремонт подразумевал преимущественно замену кузова, то сейчас после него выходит практически новый троллейбус с венгерской начинкой: новое оборудование, новый салон с антивандальными сиденьями и светодиодным освещением, обогреватель на задней площадке. Срок службы такого возрожденного троллейбуса – 5-7 лет, а затраты при этом несопоставимы, если их сравнивать со стоимостью новой машины.
Новые троллейбусы в этом году тоже планируют приобретать. В. Веремеев говорит о пяти единицах техники. Насколько эти планы оправдаются, покажет время.
Задел на будущее
В 2016 году пассажиропоток увеличился на 10% и остается на этом уровне.
«Раньше с каждым увеличением тарифа пассажиропоток снижался. Сейчас такого не происходит. Люди видят, что в УТТ появляются новые и отремонтированные машины, чувствуют, что проезд становится комфортнее. Если раньше половина парка не могла зимой выйти на линию – машины просто замерзали, то сейчас срывы по этой причине единичные. Сейчас обрыв на линии – ЧП», – затрагивает В. Веремеев имиджевую сторону работы УТТ.
В десятых годах в Коврове появились два новых троллейбусных маршрута: «восьмерка» и «девятка». Давно обсуждается вопрос об открытии маршрута по ул. Строителей. В 2014 году был опыт использования на этой улице троллейбуса на автономном ходу: у завода «Тролза» взяли такую машину на обкатку. Результаты испытаний не впечатлили специалистов, и от проекта тогда решили отказаться. От него отказались, но не похоронили. Как говорит Вячеслав Александрович, сейчас качество троллейбусов на автономном ходу шагнуло далеко вперед. И цена таких машин стала более привлекательной. Троллейбус, который способен на автономном ходу проходить 3-4 км, можно купить по цене обычного троллейбуса. Для открытия нового маршрута достаточно приобрести 4-5 новых машин. На это требуется 50-60 млн рублей. Без вливаний инвесторов УТТ требуется время, чтобы «поднять» такие средства. Так что открытие нового маршрута не является делом года текущего.
Еще одна перспективная тема – это электронные проездные. Занимаются ей уже не первый год. Цена вопроса составляет около 20 млн рублей. Если бы не потребность в ремонте и обновлении транспортного парка, в замене опор и контактной сети, задача была бы выполнимой. Пока же и она откладывается в долгий ящик.
Полуночная дилемма
Что еще ценит пассажир, кроме комфортного проезда? Ему крайне важны интервалы движения троллейбусов. Хотелось бы подходить к остановке одновременно с прибытием нужного транспорта – долгие ожидания нервируют. Обратимся к расписанию движения троллейбусов УТТ. В часы пик оно практически идеально, например, «двойки» и «четверки» по графику ходят с интервалами в 3-4 минуты. На деле не всегда выходит так гладко: бывают и сходы троллейбусов, и посторонние аварии на дорогах, которые задерживают движение и увеличивают интервалы.
В другие часы, особенно вечером, интервалы увеличиваются многократно. После 20.00 «двойку» и «четверку» можно прождать и 15, и 20 минут, а на других маршрутах и того дольше. Правда, и пассажиров в это время становится заметно меньше. Получается дилемма. С одной стороны, УТТ – коммерческое предприятие, которое хочет получать прибыль и вряд ли станет по вечерам гонять транспорт каждые пять минут, чтобы возить воздух. С другой стороны, пассажир, которому приходится на остановке «куковать» по полчаса в ненастную погоду, не склонен к экономическому анализу, а вот к критике в адрес перевозчика расположен более чем. Как решать эту дилемму?
В. Веремеев утверждает, что на обращения пассажиров УТТ реагирует и старается сокращать интервалы. Но позволим себе указать на отсутствие одной маленькой детали, а именно – информационной таблички (плаката, баннера) с указанием расписания или интервалов движения, которая должна быть на каждой остановке. Ведь неизвестность хуже ожидания.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий