08.05.2018, 09:33

Скорбить и помнить

Уже завтра мы в 73-й раз будем отмечать День Победы. В последние годы устойчивыми приметами этого праздника стали военные парады, демонстрация армейской техники, возвышенные речи о доблести и подвигах наших дедов. И, конечно, Бессмертный полк.
Скорбить и помнить

В этом едином порыве скорби и почитания как-то нелепо звучат обещания, если что, «повторить» и «показать», выглядят наклейки «На Берлин» и одетые в гимнастерки малыши 2-7 лет. Потому что ставшая почти легендой великая Победа – сегодня еще и повод задуматься, что делать, чтобы те чудовищные события больше не повторялись.
Ушли и не вернулись
Когда говорят о вкладе, который внёс наш город в Победу в Великой Отечественной войне, обычно вспоминают о трудовом подвиге ковровчан. И это оправдано: чего стоит созданное на заводе им. Киркижа (ныне ЗиД) противотанковое ружьё Дегтярёва, бытует даже поговорка «Ковров спас Москву».
Всего в конструкторском бюро ковровского завода было создано 9 новых образцов автоматического стрелкового оружия, с конвейера сошло и отправилось на фронт более 1 миллиона 200 тысяч единиц различного вооружения. На экскаваторном заводе был собран бронепоезд «Ковровский большевик», который прошёл от Калужской области до Карпат, служа надёжной защитой от налётов фашистской авиации. Впрочем, на всех предприятиях города под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы» люди трудились днём и ночью, в разы перевыполняя план.
На этом мощном фоне порой уходят в тень боевые подвиги ковровчан. А их было немало. Несмотря на бронь, в первые же дни войны в военкомат с просьбой отправить их на фронт обратились более 700 человек. 8 тысяч горожан вступили в народное ополчение. Да и команда того самого бронепоезда была сформирована из ковровских добровольцев.
Всего за годы войны на фронт ушли более 19 тысяч наших земляков. 8360 из них – не вернулись. Почти восьмая часть от тогдашнего населения города.
Скорбить и помнить

Расстрелянная юность
Память о них хранят в историко-мемориальном музее. У самого входа в зал, посвящённый Великой Отечественной, воссозданный интерьер довоенной комнаты подростка. Когда-то в такой жил ковровский школьник Герман Мытарев. А в 1943-м, после 9-го класса, приписал себе несколько лет и отправился на фронт. Погиб в боях на Курской дуге. Вещи сына передала в музей его мама, Полина Фёдоровна. Теперь эта экспозиция посвящена всем мальчикам 40-х, шагнувшим в войну со школьной скамьи.
Сверху со стен смотрят 13 Героев Советского Союза. Большинство портретов сделаны во время войны. На них светлые, одухотворённые лица, в которых ни ненависти, ни угрозы. На стендах, кроме экспонатов – оружия и обмундирования – фотографии тех ковровчан-фронтовиков, чью судьбу удалось проследить.
Вот Виктор Морозов, выпускник гимназии №1. В 1944-м, в 21 год, погиб на Западной Украине от рук бандеровцев. В музей приезжали его родные, рассказывали о том, как он воевал и какие страшные пытки перенёс перед смертью.
Три мальчика – Флавий и Юрий Сорокины, Александр Акимов – ушли добровольцами со школьной скамьи. Стали партизанами. Повешены фашистами в д. Ямищи Смоленской области в феврале 1942 года. Их история стала известна благодаря участникам поискового отряда молодёжного общежития ЗиДа. Они нашли могилы юных партизан и в 1989 году перевезли останки и перезахоронили в Коврове.
Никого не забыть
В Мелеховской школе №1 был создан музей 262 стрелковой дивизии. Основал его учитель русского языка и литературы, ветеран дивизии Игорь Монахов. С 1974 по 1994 он и его ученики совершили 17 походов по местам боёв. Школьники прошли от Владимира до Калининграда, установили имена 200 солдат, которые до этого считались пропавшими без вести, разместили мемориальные плиты на местах братских захоронений. Наверное, в этом и состоит истинный патриотизм – стремиться, чтобы у каждого солдата были имя и могила.
Скорбить и помнить

Порой 9 мая и в его преддверии, во время парадов и пафосных речей возникает мысль: что, если б на мгновение ожили герои и безымянные участники той войны? Что бы сказали они нам, своим потомкам, о чём попросили бы?
Вспоминаю открытки, которые присылали мне дедушка с бабушкой, пережившие ужасы фашистской оккупации. Все пожелания заканчивались неизменным «...и мирного неба над головой». Они, как никто другой, понимали его ценность.
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий