27.11.2018, 09:56

Никольский храм: возрождение легенды

История Никольской церкви насчитывает несколько веков – в 1628 году на возвышенности появился деревянный храм в честь святого Николая. А в 1796-м на средства прихожан было возведено каменное здание церкви. Много легенд и сказаний связано с этим местом. Одна из них – о том, что сам князь Дмитрий Пожарский привёз сюда икону-складень святителя и чудотворца Николая, украшенную золотом и драгоценными камнями.

Никольский храм: возрождение легенды

После революции Никольский не миновала горькая чаша, как и большинство храмов: вывоз церковной утвари, превращение в склад и, наконец, закрытие и полное запустение и разруха. В какой-то момент даже свод обвалился. А в 2009 году в этих местах снимали батальные сцены военной драмы «И была война» – это событие в полной мере характеризует состояние храма. И вот несколько лет назад здесь появились люди, цель жизни которых – восстановить Никольский храм и вернуть его людям.

Своя история

«Меня в эти места с детства тянуло: помню, как мы с мальчишками приезжали сюда на велосипедах, лазили по развалинам, местные старушки нас гоняли, – рассказывает один из участников возрождения храма Михаил Макаров. – В какой-то момент жизнь очень плохо у меня повернула: с работой не ладилось, в семье были проблемы, а потом и вовсе беда случилась – сын погиб в аварии. И вот я часто на Троицко-Никольское кладбище приходил – на могилы родителей и сына, смотрел на храм, и словно сами собой мысли появлялись. Вот, думаю, будут его восстанавливать, всё брошу и приду помогать. И три года назад, перед Пасхой, смотрю: леса стоят! Я туда бегом; там священник работал, отец Василий Романов. Я попросил: дайте любую работу! Сначала поручили мне окна мыть, а сейчас я здесь и печник, и маляр, и штукатур, и дворник. В общем, остался при храме».

Вслед за другом пришёл «в реконструкторы» и Олег Селезнёв – «стоило однажды приехать, и стало тянуть сюда, с каждым разом всё сильнее и сильнее». «У каждого из нас здесь своя непростая история, которая привела в храм, – говорит известный ковровский офтальмолог и церковный староста Олег Мурашев. – Но о своей я рассказывать не буду, она не для печати. По сути, мы только начали, дел ещё очень много. Например, капитально сделали только две крыши, установили один купол. Над этим приделом – Сергия Радонежского – тоже должен стоять небольшой купол, но пока его нет, потому что крышу поставили временную, железом покрыли. Со временем, когда возможность будет, сделаем постоянную крышу и установим главку. Над алтарём тоже стоит времянка. В перспективе мы и там крышу поменяем. Но это позже. А пока, дай Бог, к Пасхе закончим ремонт этого придела, постараемся успеть его освятить. Роспись свода сейчас делает художник Виктор Бычков. Главное – чтобы служба тут была, молитва была».

Намоленное место
Впрочем, службы в Никольской церкви уже идут – каждый праздник. На Пасху проходит Крестный ход. Порой отремонтированная часть храма с трудом вмещает всех желающих – несколько десятков человек, многие из которых приезжают даже из Коврова. И конечно, село Троицко-Никольское будто ожило и встрепенулось, когда в нём возродился храм. Да и неподалёку возводится новый микрорайон, так что без паствы Никольский не останется.
Особое значение имеет то, что это храм с историей, к которому, как ни к какому другому, подходит выражение «намоленное место». Например, пара из города специально приехала сюда венчаться – потому что здесь венчались их бабушки и дедушки. А девять колоколов, которые специально отлили и к 19 ноября, к празднику Николы зимнего, должны были установить на колокольне, пожертвовала храму семья последнего его священника, протоиерея Иоанна Прозорова – внучка (родившаяся в 1922 году!) и правнучка.

Никольский храм: возрождение легенды

Иконы тоже в основном приносят в дар жители села, да и ковровчане. Когда храм заработал, многие провели «инспекцию» сараев и чердаков. Там обнаружились и заброшенные домашние образа – некоторые напоминали чёрные обугленные доски, и даже иконы, явно когда-то вынесенные из церквей. Попадаются настоящие раритеты – даже XVIII века! После реставрации, которую проводят художники из Мстёры, образа возвращаются в храм.

Есть на свете место чудесам
«Многое из того, что здесь происходило, неверующий человек объяснит совпадением, но мы знаем, что это не так, – продолжает О. Мурашев. – Чтобы восстановить храм, надо пройти через огромное количество сложностей, причём нематериального толка. Например, у наших работников ломались профессиональные инструменты, которые до того работали годами; новые принесут – они тоже ломаются. У машин, привозящих щебёнку, движки стучать начинают. Или вот нам художник из Мстёры написал икону Николая II. Весь день светило солнце, небо чистое, а только икону привезли и начали в церковь заносить – со стороны Мстёры туча налетела, ливень, гроза такая, что в храме электроинструменты взрываться начали. Только её внесли – и непогода закончилась. И таких историй очень много. Что это – помехи, испытания? Для неверующего человека – совпадения. А мы знаем, что так и должно быть, даже внимания не обращаем, чтобы не отвлекаться. Зато и чудеса у нас случаются. Если бы вы знали, сколько на наших глазах семей восстановилось среди тех, кто к нам присоединился, сколько детей родилось там, где уже надежду потеряли. Или вот: как только мы поставили купола, так всё лето над храмом висела радуга. А в этом году за день до Пасхи на чистейшем небе над солнцем сиял нимб. Чудеса есть, теперь каждый из нас это знает точно!».
Ольга АБРАМОВА


Никольский храм: возрождение легенды

Расчищая площадку, участники восстановления храма обнаружили надгробие ковровского земского начальника Дмитрия Манькова, застреленного на охоте фабрикантом и городским мэром Иваном Треумовым. Сейчас надгробие по-прежнему лежит во дворе храма; есть свидетельства очевидцев, что поблизости находился семейный склеп Маньковых. Были найдены и другие плиты от захоронений. На некоторых даже сохранились надписи.

Оставить комментарий