15.01.2019, 10:37

Бабий бог

Так много лет назад называли ковровчане известного в городе врача-гинеколога Иосифа Иудовича Стамбовского. На долю этого незаурядного во всех отношениях человека выпала трудная, но полная событий судьба. Штрихами историю своего деда передал Дмитрий Лопатин. Этим рассказом мы открываем новую рубрику «Интересные люди нашего города. Воспоминания ковровчан о своих предках».

Бабий бог

И гинеколог, и гипнотизер
Иосиф Стамбовский родился в далекой Сибири в большой семье, где было не меньше десяти детей. Учился в медицинском институте Иркутска, там познакомился со своей будущей женой Ниночкой. Вместе они и переехали в Ковров еще до Великой Отечественной войны. Практиковал молодой врач Иосиф Стамбовский в первой городской больнице. Сразу проявил недюжинные способности, а пациентки просто влюблялись в своего гинеколога. И не только за яркую внешность жгучего брюнета, за учтивые речи, за умение подобрать ключик к каждой, но и как первоклассного знатока своего дела. Надо сказать, в то давнее время скромных нравов обычно предпочитали женщины лечиться и рожать у гинекологов-представительниц своего пола. Но в случае с Иосифом Иудовичем схема не работала, к нему всегда выстраивалась очередь. Одно слово – бабий бог, который иногда и чудеса творит.

Бабий бог

Необычным было хобби Иосифа Стамбовского. Он всесторонне изучал гипноз. Мало того, лечил с помощью гипнотерапии.
На старых довоенных фотографиях запечатлено, как он вводит пациенток в гипнотический транс. На одной женщина лежит между стульями, на другой девушка застыла в танцевальном па. Стамбовский делает пассы над их головами, как фокусник в цирке. Но, похоже, дело происходило в стенах больницы – антураж соответственный, а на гипнотизере белый халат. Вряд ли он проводил сеансы гипноза как практикующий доктор. Хотя кто знает... Ведь с начала XIX века психиатрическая медицина уже существовала.

Еврей, который выжил в концлагере
В роковой 41-й год Иосиф Стамбовский стал военным врачом. Однако тех солдат, кого он спас на линии фронта, можно пересчитать по пальцам. Стремительное наступление немцев сметало сопротивление наших войск. Не сохранилось информации, как наш герой попал в плен. Известно только, что случилось это в первые военные месяцы 41-го, а его жене пришло сообщение, что пропал военврач без вести.

Бабий бог

Концлагерь во Франкфурте-на-Майне считался, если можно так выразиться, местом заключения военно-пленных со смягченным режимом. По воспоминаниям Иосифа Иудовича, там не велось массовых расстрелов, людей не сжигали в печах, не травили в газовых камерах. Военно-пленных использовали на всевозможных работах. Иосиф стал лагерным врачом – лечил таких же бедолаг, как он сам, всеми правдами и неправдами спасал ослабевших заключенных от тяжелых физических нагрузок. До тех пор, пока не подошли союзные войска.
Как же военнопленный еврей, чья неславянская внешность просто бросается в глаза, смог выжить в фашистском концлагере, когда мирных жителей его национальности тщательно отлавливали и уничтожали? Иосиф выдал себя за армянина, придумав до деталей подходящую легенду. Если и были среди пленных люди, знающие его, никто правды не рассказал.

Бабий бог

Весной 45-го, когда совсем немного оставалось до победы нашей армии, по лагерю разнеслась весть: завтра надзиратели уходят, а до этого расстреляют всех пленных до единого. Иосиф с товарищами ждали смерти всю ночь. Наутро дверь барака открылась и вошел... негр. Американцы захватили лагерную территорию, расстроив планы немцев. Но в первые дни желанной свободы чуть ли не половина военнопленных умерла от... спирта. Освободители дали им горячительного, а те на радостях хорошо выпили. Истощенные, ослабленные организмы не выдержали. И тут уже никто помочь им не мог.

«Воронок» увозит «шпиона»
Доктору Иосифу Стамбовскому союзники предложили работать в Америке. Отказался наотрез. Очень хотел вернуться домой, к жене и дочери Алине. Год его продержали в Западной Германии, в зоне для перемещенных лиц. Потом все-таки отпустили.
Но дома бывшему военнопленному удалось пожить не больше двух-трех дней. Черный «воронок» увез его в застенки НКВД. Причин недоверия к Стамбовскому по тем временам было более чем достаточно. Еврея фашисты не уничтожили сразу – виновен. Сумел выжить в концлагере – виновен. Год после взятия лагеря провел неизвестно где и неизвестно с кем – виновен. И не просто виновен, а шпион. Американский (или английский, или немецкий – на выбор).
В квартире Стамбовских провели тщательный обыск. Делали ставки на рацию. Компромата, естественно, не нашли. Взяли только несколько фотографий – заинтересовали те самые, с сеансами гипноза. В 53-м году их вернули, до сих пор с каждой не стерлась особая пометка «изъята при обыске».
В год смерти Сталина Иосиф Иудович был реабилитирован и снова занял свой пост в больнице. О своем заключении практически ничего не говорил. Обошелся лишь одной фразой: «наши били больше, чем немцы».

Ну чем не профессор Преображенский?
«Мы жили на улице Лепсе в кирпичной четырехэтажке, – рассказывает внук Иосифа Иудовича. – Она до сих пор сохранилась. Только раньше дом был «коммуналкой» – у каждой семьи комната, а кухня и туалет общие. Наша семья единственная, которая владела сразу всей квартирой с тремя комнатами, ванной и телефоном. Ведь доктор – уважаемое лицо, он и прием на дому мог вести. Помните, как в «Собачьем сердце» описывалась жизнь профессора Преображенского? У нас было приблизительно так же, но поскромнее. А соседи не стеснялись при случае помыться у нас или позвонить».
Полные лишений годы не сломили Иосифа Стамбовского ни физически, ни морально. Свою практику он продолжал еще успешнее, чем до войны. Говорят, делал такие операции по гинекологии, за которые не брались порой и московские доктора. На склоне жизни работал в женской консультации на улице Свердлова. Бог отмерил бабьему богу 76 лет.
Сестра Дмитрия Лопатина, которая сейчас живет в Америке, составила родословную своей семьи с описанием главных вех жизни нескольких поколений. Одно из почетных мест здесь занимает Иосиф Иудович Стамбовский.
О. АРТЕМЬЕВА

В редакции «КВ» ждут всех, кто хочет поделиться рассказом об интересных судьбах своих близких

Оставить комментарий