13.02.2019, 06:00

Вперед, десантура!

Воинам-интернационалистам посвящается...

Более тысячи прыжков с парашютом совершил ковровчанин Сергей Горбунов, в его копилке – множество наград за победы в парашютном, лыжном спорте и спортивном ориентировании, за плечами – несколько лет в горячих точках.

Вперед, десантура!

Окончив Ковровский механический техникум транспортного строительства, Сергей Горбунов в армию был призван в далеком 1979 году. Отслужил год в «учебке» и понял, что его место в армии. Привлекала военная организация жизни, а физические нагрузки были нипочем, ведь еще до призыва серьезно увлекался спортом.
В общем, было несколько причин, чтобы получать высшее образование и звание лейтенанта в Рязанском воздушно-десантном училище.

Когда горел самолет...
После учебы он был направлен для службы в Одесский военный округ, город Болград. А через 3 года – командиром взвода, начальником заставы в Афганистан. Ехал заменить другого офицера. Шел 1987 год.
– Я попал на границу между Афганистаном и Пакистаном, это самый юг. 50-градусная жара, солнце, ветер, песок на зубах – ужасное место. Хуже, наверное, не бывает. В провинции Шахджой наши блокпосты охраняли дорогу между Кабулом и Кандагаром, чтобы обезопасить от обстрелов душманами наши колонны с боеприпасами, продуктами, ГСМ и т.д.
На второй день после приезда Сергея на заставу случилась трагедия. Душманы сбили гражданский самолет. Горящая махина рухнула в километре от героя нашего повествования. 50 человек погибло в том самолете... Самолет полыхал так сильно, что на 50 метров подойти не было возможности. Эта картина – искореженная машина, сгоревшие трупы, разбросанные по песку вещи – до сих пор стоит у Сергея Владимировича перед глазами.

От Кандагара до Кабула
Однажды гарнизон, где дислоцировались летчики и вертолетчики, пытались захватить противостоящие группы противника. В этом бою душманы рвались через заставу Горбунова, используя массированный огонь безоткатных орудий, минометов, дымовые завесы и численное преимущество. По воспоминаниям Сергея Владимировича, все вокруг превратилось в какой-то ад. Его как командира-новичка очень поддержали солдаты и сержанты, не первый год служившие в подразделении и до этого воевавшие в песках Кандагара. Атаки продолжались больше недели, и каждая была отбита. Кто смотрел «Девятую роту», может представить себе ситуацию. Отличие лишь в том, что в фильме действие происходит в горах, а здесь в долине.
– Автоматы в том бою становились от стрельбы красными. Мы также использовали пулеметы ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберные) 1939 года из моего родного Коврова. Несмотря на дату выпуска, пулеметы стреляли изумительно, не подводили ни разу. А когда в более современное оружие попадал песок, зачастую подводила затворная рама.
За те тяжелые, изнурительные бои многие солдаты и офицеры были представлены к правительственным наградам, Сергей Горбунов был награжден орденом Красной Звезды.

– Через год нас вывели в район Кабула. Я получил одну из горных застав, расположенную на высоте 3 тысячи метров. Перед нами стояла задача предотвращать обстрелы города реактивными снарядами. Снаряды высотой 3 метра, диаметром 20 см. Их запускают с дальности 30 км, с определенной горной точки. Мы отыскивали такие точки, вызывали на них огонь артиллерии, следили, чтобы к ним не подвозили снаряды.
Когда снаряд разрывается, осколки представляют собой металлические полосы шириной 5 см и длиной в полметра. Такой большой «нож» вращается и легко перебивает человеку позвоночник. Так погиб мой боевой товарищ. Это произошло на моих глазах.

Во время вывода наших войск из Афганистана подразделение Горбунова в составе 103-й парашютно-десантной дивизии совершило марш через горный перевал Саланг. Колонну со всех сторон обстреливали. Много людей погибло тогда, особенно из развед-групп, прикрывавших колонны. Но несмотря на трудности удалось достигнуть перевала на высоте 4,5 км, пройти тоннель в 3 км и спуститься в Македонскую долину. 5 февраля 1989 года для офицера Горбунова и его солдат война закончилась.

Один шаг до чеченской мясорубки
Первая война с Чечней началась в 1994 году, однако, по словам Сергея Владимировича, могла бы случиться и раньше.
– Наши войска хотели ввести на территорию Чечни в 1991 году, когда Дудаев пришел там к власти. Тогда нашу дивизию подняли по тревоге, посадили в самолет, и мы помчались на Грозный. Уже получили на руки боеприпасы, гранаты, загружена была техника – предполагалось сразу вступить в бой. Приземляемся, и я понимаю: аэродром не тот (в Грозном горы на переднем плане, а тут лес). Оказывается, пока мы летели, Горбачев передумал вводить войска и нас развернули. Если бы все сложилось иначе, скорее всего, там моя военная карьера и прервалась бы навсегда...

Через море злобы людской
Про военные конфликты в союзных республиках мало писали в СМИ, говорили по телевидению. Их отделение было, как известно, больным вопросом. А наши военные пытались удерживать там порядок. То в Латвии у представителей оппозиции телевышку отбивали, то в Узбекистане пресекали массовые поджоги и убийства русских семей.

– Помню, в 1981 году проходил стажировку курсантом в 345 парашютно-десантном полку в Фергане. Местное население было добрым, душевным. Мне так эти люди нравились. В девяностых это было уже озлобленное население, настроенное против русского народа. Вот что делает пропаганда.
Если в Афганистане мы воевали с обученным американскими инструкторами противником, то другие мои точки пребывания были не слишком горячими. Но все же отпечаток на душе оставили, и отпечаток неприятный.

В общей сложности Сергей Горбунов прошел через 5 военных конфликтов – в Афганистане, Азербайджане, Прибалтике, Узбекистане, на границе Румынии с Молдавией. О последнем военном конфликте рассказал подробнее.

– На фоне распада союзных республик активизировались румынские националисты, поскольку Румыния всегда хотела присоединить к себе Молдавию. Ее диверсионные группы делали попытки захвата пограничных застав, под видом массовых беспорядков румынское население пыталось пройти через границу с СССР. Наши подразделения удерживали рубеж 20 км границы. Задача по пресечению прорыва государственной границы румынскими националистами была выполнена. Сейчас Молдова – суверенное государство.
Сергей Горбунов вернулся домой после полного распада бывшего СССР и продолжил службу в правоохранительных органах Ковровского УВД. Сегодня, как и многие афганцы, он состоит в «Боевом братстве», занимается общественно-патриотической работой, выступает с лекциями в учебных заведениях.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий