24.04.2019, 06:00

Самооборона или пьяная истерика? Как суд распутал дело о поножовщине

Ковровским городским судом рассмотрено уголовное дело в отношении 45-летней ковровчанки, обвиняемой в причинении тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны. Женщина ударила мужчину ножом при следующих обстоятельствах.

В июне прошлого года дама пригласила к себе в гости своего бывшего сожителя выпить. После непродолжительных разговоров и начала действия алкоголя мужчина начал к ней приставать, распускать руки и требовать вступить с ним в интимную близость. На что получил отказ и просьбу удалиться из квартиры.
О том, что было дальше, показания сторон разнятся. Но в результате мужчина оказался госпитализирован с ножевым ранением в живот и перенес две операции. К счастью, жизненно важные органы не пострадали, его здоровью ничто не угрожало. В ходе следствия прозвучали две абсолютно противоположные версии произошедшего. Женщина утверждала, что мужчина отказался уходить, начал приставать к ней и избивать. Совладать с ним у неё не хватало сил, тогда в ходе драки она нащупала какой-то предмет и ударила им нападавшего. Позже поняла, что этим предметом оказался нож. Потерпевший же заявил, что, получив отказ от женщины в интимной близости, он обещал допить спиртное и уйти. Но она начала на него кричать, обвинять в измене во время их сожительства. Затем схватила нож и нанесла ему удар в область живота.

Самооборона или пьяная истерика? Как суд распутал дело о поножовщине

Ещё во время предварительного следствия выяснилось, что пара сожительствовала на протяжении трех лет. Последний год вместе не живут, но продолжают периодически встречаться. Во время их сожительства женщина не раз подвергалась физическому насилию, о чём свидетельствуют протоколы её обращения в больницу. Также побои с обвиняемой были сняты сразу после приезда «скорой помощи» и полиции в день совершения преступления, появление которых потерпевший объяснить не смог. Чтобы определить, когда они были получены, позже была проведена судебно-медицинская экспертиза. Ссадины на руках и синяк под глазом также подмечали фельдшеры, соседи и водитель полицейской машины, которые проходили в качестве свидетелей по данному делу. Но с уверенностью сказать, что они были получены именно в этот день, не смог никто.

Что говорит закон
Изначально суд рассматривал данный эпизод по ч.2 ст.111 п.«з» – причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенного с применением предмета, используемого в качестве оружия. В этом случае женщина могла до 10 лет провести в колонии. В ходе суда статья была заменена. Дело переквалифицировали по ч.1 ст. 114 как причинение тяжкого или среднего вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны. В этом случае преступник наказывается исправительными или принудительными работами до 1 года, либо ограничением или лишением свободы также до 1 года. Женщина получила лишь 9 месяцев исправительных работ с удержанием 10 процентов заработной платы в доход государства. Так или иначе, суд принял версию произошедшего по «сценарию» обвиняемой. Почему?!

Слово адвокату
На этот вопрос ответила адвокат Елена Круц, представлявшая интересы женщины в суде. По её словам, подобная переквалификация с тяжкой статьи – явление редкое. За 9 заседаний в суде всё-таки удалось установить главное – домашнее насилие по отношению к женщине осуществлялось на протяжении всего времени их сожительства. Это подтверждают показания свидетелей. Врач-травматолог, осмотревший женщину по её обращению через несколько дней после произошедшего, зафиксировал телесные повреждения в виде кровоподтеков на лице. Он пояснил, что полностью они появляются на второй или третий день после нанесения удара, поэтому проходившие по данному делу свидетели могли не заметить повреждения лица у женщины непосредственно в день преступления. Зато соседи подтвердили, что мужчина избивал женщину регулярно, и она всячески скрывала следы побоев.

По мнению Елены Николаевны, во время следствия у мужчины была явная цель посадить женщину за решетку, очевидно, в качестве мести. Его не смутило даже то, что у женщины на иждивении находится несовершеннолетняя дочь. Он не шёл ни на какой контакт со стороной защиты обвиняемой, на первых заседаниях вёл себя грубо. Объяснить появление телесных повреждений у женщины не смог. Получается, она действительно ударила мужчину ножом в целях самозащиты. Эту версию и приняли в качестве официальной на последнем заседании суда, и в качестве наказания женщина получила самый щадящий приговор.
Потерпевший подал гражданский иск о взыскании 350 тыс. руб. с обвиняемой в качестве моральной компенсации. Суд удовлетворил его частично, обязав выплатить только 100 тысяч.


Поражает разница статей, по которым было предъявлено обвинение. Женщина, которой по первой статье грозил срок до 10 лет, находилась буквально в шаге от потери дочери и всякого будущего и для себя, и для неё. К счастью, суд в обстоятельствах преступления разобрался.
Дмитрий Бушуев


Оставить комментарий