26.09.2019, 12:00

Киса и Ося здесь не были! Гамбсовский гарнитур в ковровской усадьбе

Наверное, нет у нас такого человека, который не помнил бы в деталях бессмертное произведение, где отец русской демократии Воробьянинов и великий комбинатор Остап Бендер охотились за бриллиантами, где «они рвали стулья когтями и грызли их пружины». Да... досталось 12 стульям из гарнитура, изготовленного мастером Гамбсом.

Но реальный Генрих Гамбс был талантливым и на редкость работящим, из-под его рук вышло на свет множество предметов мебели, и не все они утрачены. Примечательно, что Историко-краеведческий музей Ковровского района может похвастаться 12 стульями из мебельной мастерской того самого Гамбса.

Подарок так подарок
Когда выстраивают в ряд гостиный гарнитур из 12 стульев на кокетливо изогнутых ножках, не только возникает эффект дежавю, но и само зрелище впечатляет. Стиль ампир, однако. Шедевры столярного искусства позапрошлого века. Массивные, похожие на кресла – носить такие героям Ильфа и Петрова было бы проблематично. Изготовлены они из карельской березы, спинки и подлокотники украшены резным цветочным орнаментом. Все смотрится как новое, кроме ткани на сиденьях. Нет, ее не вспарывали предприимчивые компаньоны Киса и Ося. Просто жизнь стульев была очень долгой. Со временем ткань на некоторых из них истиралась и ее заменяли на другую. Поэтому теперь цвет, узор и даже фактура обивки отличается от первоначальной. Прежде чем выставить стулья в экспозиции, их обтянут заново...

Киса и Ося здесь не были! Гамбсовский гарнитур в ковровской усадьбе

Заметим, гамбсовские стулья – мебель очень дорогая. И с каждым годом их ценность, как любой исторической вещи, увеличивается. Так, в 2006 году на международном аукционе в Париже продавался классический гостиный комплект мастерской Гамбса – 6 стульев и 2 кресла. Начальная цена каждого предмета в лоте составляла 10 тысяч евро.

А стулья, о которых мы ведем речь, подарил музею протоиерей Роман Челышкин, уроженец села Иваново, который с юности увлечен историей Владимирского края и заинтересован в ее популяризации, развитии музейного дела и краеведения. К слову, стулья работы Гамбса не первый его дар музею Ковровского района.
Музей, в свою очередь, занимается восстановлением дворянских усадеб. Знаменитая мебель пополнит и украсит музейную экспозицию в усадьбе Танеевых – столовую комнату, которую планируют открыть в усадебном доме села Маринино в 2020 году.

Те самые стулья
Будущие экспонаты попадают в музейные фонды не просто так. Любой предмет требует научного описания, а также длительного исследования, чтобы доказать: он достоин находиться в музее. Музейщики выясняют всю подноготную предмета, воссоздают его историю. 12 стульев не стали исключением. Изучены другие образцы работы мастера Гамбса, фонды музеев, в которых есть его мебель, литература по меблировке дворянских усадеб, получены консультации российских коллекционеров. Музейщики на сто процентов уверены: стулья те самые. Не подделка, каких было много.

Киса и Ося здесь не были! Гамбсовский гарнитур в ковровской усадьбе

Для открытия очередной экспозиции прилагается масса усилий. В первую очередь – ремонт. «На объекте культурного наследия ремонт требует проекта, который проходит согласование в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. Сами работы выполняются организацией, которая имеет лицензию Министерства культуры, за ними осуществляется авторский и научный надзор. Следует подобрать материалы, которые применялись в начале 19 столетия. Поэтому ремонт продлился долго. Теперь он выполнен. Дело за оформлением интерьера столовой комнаты», – говорит директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова.

На редкость скромная дворянская усадьба...
Помимо стульев, для будущей экспозиции нужны диванчик, комод или бюро, ломберный столик для игры в карты и обязательно портреты дворян для украшения стен. «Большинство предметов уже есть в наших фондах, – уверяет Элла Владимировна. – За оставшийся до открытия срок надеемся отыскать остальное».

Стол в экспозиции (под него и стулья, и столовые приборы) будет рассчитан на 12 персон – на хозяйскую семью, иногда с присутствием немногочисленных гостей. Не более. Все как в провинциальных дворянских усадьбах России. Они не строились с размахом. Сейчас иной коттедж в частном секторе по размерам и помпезности может переплюнуть скромную деревянную обитель дворянина 19 века.

Действительный статский советник, губернский предводитель дворянства Андрей Михайлович Танеев тоже не шиковал. Имел одноэтажный дом в несколько комнат с удобной, практичной и красивой мебелью. Именно такую выпускала фирма Гамбса, которая работала в Санкт-Петербурге с 1790 по 1870 год.
О. АРТЕМЬЕВА


Оставить комментарий