28.01.2016, 11:29

Человек беспокойной судьбы

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных приближающейся знаменательной для ветеранов локальных войн дате – 15 февраля. Говорят, что не человек выбирает судьбу, судьба – человека. О справедливости этого утверждения мы не будем судить. А лучше расскажем о человеке, который не искал спокойной жизни, а по своей воле оказывался в самых опасных точках страны и всегда был верен своим принципам.
Человек беспокойной судьбы
«Аты-баты…»
Эдуард Евгеньевич Варенов родился в Коврове 15 апреля 1970 года. Мама работала в КБА, отец – преподавал физику и математику в школе рабочей молодежи. Сколько себя помнил, Эдик всегда мечтал о военной службе. Будучи невысоким и худощавым мальчишкой, он занимался бегом и подтягивался на турнике, готовясь к армии.
О том, чтобы закурить или выпить, даже мысли не было. Он с детства слышал рассказы родителей о деде по отцовской линии, который был кадровым офицером и перешел на сторону революции. Был уволен из армии во времена репрессий, но когда Германия напала на СССР, добровольцем ушел на фронт. Дед погиб в первые дни войны…
Дядья по материнской линии тоже защищали Родину. Один командовал расчетом сорокопятки и погиб под Смоленском. Второй – отказался от «брони», пытался самостоятельно добраться до фронта, но был задержан и начал войну в штрафном батальоне. Награжден орденами и медалями, был комиссован по ранению. На таких примерах и рос Эдуард.
«Я учился в школе № 15, – вспоминает Варенов. – Очень любил смотреть «Служу Советскому Союзу» и мечтал быть военным, но с учебой у меня не ладилось. Точные науки – математика и физика – давались легко, а вот остальные предметы были не интересны. Поэтому после 8-го класса я пошел в СПТУ № 1 учиться на наладчика роботов и манипуляторов».
Однако доучиться не получилось. Со 2-го курса Эдуарда отчислили за бесшабашность и плохую дисциплину. 17-летнего парня взяли на ЗиД оператором станков с ЧПУ. Став самостоятельным человеком, Варенов женился. Молодая семья ждала первенца, когда в 1988-м пришла повестка из военкомата. Отсрочкой от призыва Эдуард воспользоваться не захотел и был направлен в учебную часть Приволжско-Уральского военного округа.
В Камышевском районе (п/о Порошино, ст. Елань) он постигал все тонкости военной специальности механика-водителя танка Т-80. Учителя Варенова очень удивились бы, узнав, что он стал дисциплинированным солдатом и прилежно учился военному делу. После экзаменов его направили в батальон обеспечения учебного процесса в Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище (УГвВТКУ).
«Служба была интересная, – признается Варенов. – Я хотел остаться на сверхсрочную, но к тому времени родилась дочка и жена была против, поэтому после срочной я вернулся на ЗиД».
На роду написано…
В начале 90-х завод стало лихорадить, работы было мало, цены росли как на дрожжах. В 1991-м у Варенова родилась вторая дочка, но семейная жизнь не ладилась и с женой они расстались. Однако дочек своих Эдуард очень любил и всегда о них заботился.
В 1993-м Варенов поступил на контрактную службу и стал механиком-водителем БМП-2 в мотострелковом полку. В августе этого же года он был направлен в 201-ю МСД (мотострелковую дивизию), дислоцированную в Таджикистане. В 1995-м ее назовут миротворческой. В этой части Эдуард прослужил 6 лет – два трехлетних контракта. Он был огнеметчиком и помогал пограничникам охранять Афганско-Таджикскую границу.
«До 95-го с той стороны (из Афганистана. – Прим. авт.) шли караваны с анашой и опием, а потом стали переправлять героин, – вспоминает Варенов. – В караване было по 5-10 человек, все вооружены до зубов, у каждого примерно по 10 кг наркоты. Наша задача была их перехватить. В секрете приходилось по 3-е суток сидеть, наблюдение вести. Так и служил, месяц на границе – два месяца в полку. В 96-м захватили крупную партию героина – 200 кг, и меня наградили медалью «За отвагу».
9 февраля 1999 года Эдуард уволился из вооруженных сил по окончании контракта. Хотел было продолжить службу в мотострелковом полку, дислоцированном в Коврове, но вакансий для него не нашлось. Не особо жалуют в учебных частях солдат с боевыми наградами. Тогда Варенов обратился в военкомат и уже в октябре 1999-го снова был призван в ряды ВС РФ. Начиналась 2-я Чеченская кампания…
«Меня направили в 15-й мотострелковый полк Таманской дивизии, который находился тогда на Северном Кавказе, – рассказывает он. – Я стал гранатометчиком РПГ-7В. К тому времени я умел стрелять из всего, что есть на вооружении у пехоты».
Вскоре поступил приказ выбить боевиков из с. Самашки Ачхой-Мартановского района. Группа была многочисленной, около роты (150 человек. – Прим. авт.). Командир сводного отряда просил поддержать наступление артиллерией или с воздуха, но в штабе решили, что наносить массированный удар по населенному пункту чревато большими жертвами среди мирного населения.
«Нас было около 300 человек, заходили в село пешком, – вспоминает Варенов. – Вся поддержка – 2 танка (Т-72) и 6 БМП. Боевики встретили нас плотным огнем из 82-мм минометов. Первый танк подбили из гранатомета в самом начале боя, второй подорвался на фугасе чуть позже. От него мало что осталось – произошла детонация боекомплекта. Бой был ожесточенным, мы потеряли 2 или 3 БМП и 20 человек убитыми, не считая «трехсотых» (раненых. – Прим. авт. ), но задачу выполнили – боевики были уничтожены. Наш «ротный» капитан Андрей Сифоров – боевой офицер – сказал, что все 11 человек из нашего отделения будут представлены к наградам».
1 декабря того же года на подступах к населенному пункту Серноводское подразделение попало под плотный огонь. Видимо, боевики хорошо подготовились к обороне. На этот раз фортуна отвернулась от Варенова, он был ранен. Пуля прошла навылет, повредив правую подвздошную кость…
«Вначале я держался, но с потерей крови начал терять сознание, – вспоминает Эдуард. – Спасибо Сереге с Андрюхой и санитарной МТЛБ. Машина закрыла меня от огня противника, а друзья закинули в десантный отсек, так и вывезли с поля боя. Потом на вертушке во Владикавказ в госпиталь. Через 3 дня в Ростов-на-Дону переправили, там я пробыл месяца два, после чего меня переправили в Красногорск...».
Только через полгода Варенов вернулся в часть. Он хотел не просто продолжить службу, а отправиться обратно на Северный Кавказ, к своим боевым друзьям. Но начальник медицинской части, посмотрев его медицинскую карту, вынесла свой вердикт.
«Начмед мне сказала, что я свое отвоевал, – рассказывает Эдуард. – С таким ранением, говорит, вы не можете продолжать службу, и направила меня опять в госпиталь, на этот раз в Подольск».
У нашего героя на тот момент уже было больше 21 года выслуги. На войне день за три считают. Он уволился из ВС РФ по инвалидности. Медаль «За отвагу» и орден «Мужества» далеко не все награды, которыми отмечена его ратная служба. Но не их он считает своими главными достижениями.
Дочки выросли, вышли замуж, и теперь наш герой с удовольствием нянчится с внуками. В свои 45 лет он все также худощав и подтянут, только седины прибавилось, да старая рана иной раз напомнит о себе резкой болью, когда забывшись, подкинет дед внучка к потолку…
Судьбой, что выпала ему, Эдуард доволен, но считает, что уходить на покой еще рано. Варенов является одним из активных членов Ковровского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Он считает, что патриотическое воспитание молодежи – важнейший фактор в деле становления личности: «Дети должны знать, кем были и как жили наши деды и прадеды. Без этого человек превращается в безликое и беспринципное существо. У нас могут быть разные политические взгляды, но Родина у нас одна на всех и мы должны это помнить».
С. ДАНИЛИН

Оставить комментарий