27.02.2015, 12:00

Забытые уроки истории

«Сейчас идет активная перепись истории под интересы правящих элит. Буквально месяц назад лидеру ОУН (УПА) Степану Бандере дали звание Героя Украины. Помните, что бы ни писали в учебниках и СМИ, ОУН (УПА) ничем не отличались от фашистов. Стоит только вспомнить аллею с прибитыми к деревьям польскими младенцами. Это геройство?! Увольте. Прадед мне рассказывал о «воинах УПА». Однажды его село захватили бандеровцы. Главу сельсовета они повесили в центре села, а его семерых детей передушили нитками. Я считаю, что нам должно быть стыдно за таких «героев»».
Это отрывок из сочинения украинского школьника. А это выдержки из другого: «Я считаю, что во время войны нужно было бы всем уважающим себя украинцам пойти за немцев. По моему мнению, с немцами жилось бы лучше. При советской власти как до войны, так и во время войны народу жилось плохо, не хватало даже минимальных прожиточных минимумов. Немецкое командование хотело уничтожить большевистскую власть и дать людям неограниченную свободу выбора, земель, свой бизнес и делать то, что заблагорассудится. Я осуждаю СССР, поскольку он нес в себе разруху, боль, страдания, издевательства, а также я рад, что уже нет СССР!».
Как будто и не было той, советской истории. Похоже, что он никогда не слышал ни о планах фашистской Германии по уничтожению и порабощению славянского (украинского в том числе) народа, ни о миллионах украинцев, погибших на полях сражений, в концлагерях и в оккупации. Ему, потомку тех западенцев, которые встречали фашистов хлебом-солью, неизвестны имена подлинных героев Украины, Героев Советского Союза. Он сочувствует предкам, которым приходилось «страдать», глядя, как «клятые москали бесчинствуют» на их земле, возводя на ней жилые дома, строя заводы и электростанции, «изнывать» под гнетом всеобщего образования и бесплатной медицины. И это его близкие со свастикой на рукаве швыряли на майдане в бойцов «Беркута» бутылки «коктейля Молотова», заживо сжигали одесситов в Доме профсоюзов, делали зачистки с батальоном «Айдар».
Современный фашизм
Многих выходцев с Западной Украины еще при Союзе в народе не жаловали. И не напрасно. Недосмотрели в свое время, и змееныши подросли и расползлись, а вместе с ними распространились идеи фашизма, которые оказались востребованными в ходе государственного переворота и гражданской войны. Хотя о чем это мы? Какая гражданская война? На Донбассе, по мнению этих западенцев, идет «отечественная война». А вот Великой Отечественной войны на Украине не было, была вторая мировая, причиной которой стало столкновение территориальных интересов СССР и Германии. Украинцы же по новой версии – сторона потерпевшая от разборок обоих оккупантов. И, похоже, что СССР был куда более страшным врагом, раз немцев встречали как дорогих гостей. И к чему сейчас вспоминать миллионы расстрелянных, повешенных, сожженных дорогими гостями украинцев? А если и вспомнить, то можно ответственным за все злодеяния назвать кровавый советский режим. Коль уж врать, то по-крупному, бумага все стерпит. Стерпит, например, ложь, что огромный вклад в освобождение Украины внесло не советское партизанское движение, а националистические отряды ОУН-УПА, что героем Украины был не Сидор Ковпак, а Степан Бандера. Трудно оценить горечь украинских ветеранов, которые плечом к плечу с русскими и белорусами прошли всю войну, швыряли низвергнутые фашистские знамена на параде Победы, а теперь вынуждены терпеть подобную фальсификацию. Им и в страшном сне не могло привидеться, что к 70-летию Победы страна станет их гнобить, а почести воздавать палачам из СС, каким-то чудом избежавшим справедливого возмездия. Черное стало белым, белое – черным. А теперь представим на минуту, что история в этом извращенном виде легла на страницы школьных учебников. Сейчас, пока на Украине живы последние Герои войны, их дети, воспитанные на воспоминаниях тех событий, стереть людскую память не удастся. Но пройдет 20-30 лет, и вырастет новое поколение, воспитанное государственной пропагандой на всей этой лжи, уверенное, что Россия – враг.
Воспитываем патриотов
Сейчас много говорится о патриотическом воспитании молодежи. Правда, выглядит оно как-то однобоко, акцент делается на военно-патриотическую составляющую. А ведь патриотизм – это не только готовность гражданина встать под ружье в лихую годину. Быть патриотом – это еще знать историю своей страны, ценить наше культурное наследие, грамотно владеть родным языком.
В Советском Союзе была система формирования патриотов. С юных лет стреляли в тире, могли разобрать и собрать АК, сдавали нормы ГТО, участвовали в «Зарнице». То поколение до сих пор помнит текст Советского гимна. Во всех школах страны – единый учебник истории, в изложении материалов которого нет места плюрализму. Зато ученики тех лет и сейчас могут рассказать о подвигах Николая Гастелло и генерала Карбышева, знают имена Зины Портновой, Марата Казея, Лени Голикова. Нынешние учителя добрым словом вспоминают старую продуманную программу (линейную систему), противопоставляя ее современной, в которой все «галопом по Европам». Советское государство находило средства на производство детских фильмов патриотической направленности. Писались героические песни, которые в душу проникали, слезы гордости вызывали за наших дедов.
В девяностые и последующие годы мы успешно похерили все, что связано с тоталитарным государством, включая и его полезный опыт. В истории стали всплывать факты, выставляющие поверженную страну в неприглядном свете. Охочих рыться в грязном белье было хоть отбавляй. Учебников истории разных авторов набирался не один десяток. Как можно было разобраться в этом море информации, учитывая, что одни и те же события могли трактоваться по-разному? И вот спустя четверть века мы опять пришли к пониманию того, что нужен единый учебник истории. Учителя-историки его ждут и надеются, что в нем не будет крайностей, которые имели место в девяностые годы.
В школу вернули обязательный экзамен-сочинение, от которого отказались в начале нулевых. Пришли-таки к пониманию, что молодежь разучилась грамотно выражать свои мысли, изъясняться на правильном русском языке, не знает классику русской литературы, поскольку не читает. А для патриота России это неприемлемо. Теперь на повестке дня стоит обязательный ЕГЭ по истории. По крайней мере, об этом ходят упорные слухи. Перед этим слухи сообщали об обязательном экзамене по английскому языку. Но идея повального интереса к языку вероятного противника в ущерб знанию истории своей страны для государства, ратующего за патриотическое воспитание, кажется абсурдной.
Учителя-историки морально готовы к возвращению экзамена по истории, правда, опасаются, что система подготовки при этом останется прежней. А менять ее, ныне действующую, необходимо. Ну что хорошего в программе, если на изучение темы «Великая Отечественная война» отводится всего 3-5 часов? С такой идеологической подготовкой наш ответ западенцам будет неубедительным. А ведь это базис знаний, чего нельзя сказать о разовых, бессистемных внеклассных мероприятиях. Кстати, в преддверии 70-летия Великой Победы их запланировано великое множество. Но пройдет праздник, отгремят салюты. Сохранится ли к патриотическому воспитанию столь пристальное внимание? Главное отличие советского патриотического воспитания от нынешнего состоит в том, что тогда была создана не просто рабочая система, это была особая атмосфера, в которой люди жили. Восстановить ее хоть отчасти – забота, прежде всего, государства. И делать это нужно быстро, пока на улице не появилась свастика.
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция благодарит учителей истории: А. Муринова (гимназия №1), С. Веревкину (СОШ №22), И. Антонову (СОШ №22), М. Васильеву (СОШ №22) за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий