03.03.2016, 10:46

Немыслимая необъятность долга!

Жуткая история о сожжении отставным капитаном милиции, а ныне сотрудником коллекторского агентства, ульяновского мальчика вызвала в конце января – начале февраля очередную показную волну негодования чиновников и депутатов. Памятуя об осенних думских выборах, руководители и представители практически всех партий вдруг взялись сообщать о своих успехах по ограничению беспредела, творимого взыскателями долгов. На рассмотрении Госдумы сегодня одновременно несколько вариантов законопроекта, регулирующего работу коллекторов, внесённых как партиями, так и Советом Федерации.
Немыслимая необъятность долга!





























Возникло ощущение, что никто и не знал о легализации в стране целой сети организаций, получающих сверхдоходы зачастую преступным путём. При этом чем хуже в регионах с доходами, тем больше растёт число коллекторов. Генпрокурор Юрий Чайка в конце прошлого года сообщил, что число только официально зарегистрированных заявлений о преступлениях, совершаемых в ходе взыскания долгов, с 2013 года превысило 21 тысячу.
Ситуация напоминает 90-е годы, когда бандиты выбивали у бизнесменов солидные куски доходов. Для чего либо навязывали «услуги по охране», либо находили элементы незаконности в их деятельности. Бизнесмен, обманывающий государство, автоматически становился должником «общака». В те времена это действо называлось «поставить на счётчик». Бандиты тогда и не думали притворяться солидными юристами и экономистами.
А как становятся должниками коллекторов сегодня? Серьёзные банки с именем не хотят, чтобы название организации мелькало в криминальных сводках, ибо вред репутации может привести к потере дохода. Поэтому в банках и требуют кучу документов для подтверждения платежеспособности клиента. Уступка долга коллекторам, предусмотренная в кредитных договорах, – крайний вариант. Банки, предпочитают взыскивать долги самостоятельно.
Иное дело микрофинансовые организации, зарабатывающие на выдаче необеспеченных кредитов. Во многих странах такая деятельность запрещена законом. Там же, где потребительский и прочий необеспеченный кредит возможен, переуступка долга зачастую запрещена.
В России, с одной стороны, бизнесу разрешено раздавать деньги направо и налево, мол, рискуют своими деньгами. С другой, разрешено продавать свои долги третьим лицам. Институт уступки долга известен со времён Римского права.
Долги перед микрофинансовыми организациями составляют львиную долю актива коллекторов. Бесконечные звонки, в том числе родственникам и коллегам по работе, объявления на подъездах, запугивания и прочие сплошь и рядом бандитские методы – обычная практика коллекторских агентств. В стране, по сути, создан вполне официальный сектор организованной преступности.
Но громкие инициативы о полном запрете коллекторской деятельности заранее обречены на провал. Авторы таких законопроектов и сами это понимают, но желание засветиться перед выборами побеждает. А вот ограничение прав микрофинансовых организаций на уступку долга возможно.
Нередко клиенты, переоценив свои возможности по возврату кредита, выплачивают по договору за год суммы в два-три раза превышающие основной долг и, сколько бы они ни заплатили, остаются по-прежнему должны. При этом, заметьте, граждане при взятии кредита не вводятся в заблуждение – срок кредита и процентные ставки по нему прописаны в договоре. Другой вопрос, как и где. И всё же многие берут в долг, заранее зная, что отдать смогут только с большой задержкой, а значит, с накруткой гигантских процентов и пени. По данным ЦБ, просроченная задолженность физлиц продолжает расти и к январю достигла 864 млрд руб.
Микрофинансовые организации, как правило, не заморачиваются самостоятельным взысканием долга. Могут себе позволить продать проблемные долги коллекторам. За копейки. А те не стесняются в выборе средств – любая сумма, полученная от должника, в радость.
И кроме закона «О потребительском кредите (займе)» ничто деятельность коллекторов пока не ограничивает. По закону они не имеют права звонить, слать SMS, как-то ещё тревожить должника с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в выходные. При этом коллекторы обязаны представляться и давать адреса для связи. Но штраф за нарушение этих правил составляет от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. И то, если вину выбивателя долгов удастся доказать.
Большинство законопроектов, которые находятся сегодня на рассмотрении Госдумы, не решают основных проблем. Предлагается регламентировать права и обязанности коллекторов, ввести лицензирование их деятельности, надзор со стороны Центробанка и СРО, ввести ряд ограничений на разрешённые способы выбивания долгов и так далее. Но даже если законодательно ограничить количество телефонных звонков, запретить расписывать оскорблениями подъезды, вывешивать фотографии должников – всё это не поможет, пока прибыль от деятельности будет сопоставима с прибылью от торговли наркотиками и оружием.
В проекте закона, который внесло в Госдуму Заксобрание Санкт-Петербурга, как раз и предлагается выйти из ситуации путём запрета уступки долга в тех случаях, когда финансовые организации не проверили платёжеспособность заёмщика. Согласно проекту закона, взыскание долга в таких случаях может производиться только в судебном порядке.
Какой из законопроектов примут и когда это произойдёт, пока неизвестно. Всё зависит от того, кем себя видят депутаты – авторитетной крышей для коллекторов или органом, отвечающим перед народом за последствия своих действий и бездействий.
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий
Жить надо по средствам...