13.09.2016, 09:06

Взгляд художника

За 17 лет существования городской премии «Признание» в области культуры, искусства и литературы ее получили 66 ковровчан. Среди них – художник-конструктор из отдела главного архитектора ЗиДа Павел Яковлевич Раскин, который за свои заслуги удостаивался премии дважды.
Взгляд художника





























Когда-то в Ярославском художественном училище Павел Раскин выбрал направления интерьер и промышленный дизайн, готовил диплом по оформлению интерьера музея. Работа – конструирование экспозиционных площадей – увлекла, помогла по-своему переосмыслить историю. И Павел понял – вот его дело на всю жизнь, находящееся на стыке искусства и проектирования.
Логично, что обучение он продолжил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Ландшафтный дизайн, создание малых архитектурных форм, интерьеров зданий, проектирование павильонов – за годы учебы Павел попробовал себя во всем. Обратите внимание на остановочный пункт рядом с ЗиДом, он построен по проекту Раскина. Это лишь малая часть вклада Павла Яковлевича в благоустройство города, куда он попал по распределению после училища, и в благоустройство территории завода им. Дегтярева, где отработал вот уже 35 лет.
Маленькая страна ЗиД
Начинал Павел Яковлевич Раскин свою деятельность на ЗиДе в восьмидесятых. Тогда и впоследствии руководство много сделало для обновления заводской среды. Сейчас за заводскими стенами открывается замечательный вид на ровные дорожки, подстриженные деревья и кустарники вдоль них, яркие цветочные клумбы. Практически парковая зона, в которой почетное место занимает заводская символика. Многие заводчане считают, что «земли» ЗиДа гораздо более ухоженные и благоустроенные, чем городские.
– Это продуманное благоустройство, – отмечает Павел Яковлевич. – А раньше территория предприятия выглядела как промышленно-утилитарная. Так, мотоциклы – готовый товар в упаковке – могли стоять рядом с корпусом, под открытым небом.
В восьмидесятые годы передо мной, молодым художником-конструктором, задач была поставлена масса. Поскольку здесь работали личности исторические, а историю и традиции последующие поколения чтут, руководство поручило мне создать галерею конструкторов-оружейников, в основе которой шесть барельефных портретов. Позже по моему проекту на административном корпусе появились мемориальные доски в память о Бахиреве, Финогенове, Кочерыгине. Их должности и заслуги не называю, в городе оружейников эти имена известны, наверное, каждому. Помимо того, я участвовал в оформлении административного корпуса, где появился барельеф Дегтярева. Всего сразу и не вспомнишь...
Если в начале своей карьеры Павел Яковлевич в основном занимался малыми формами и интерьерами – эскизами цехов, раздевалок, обеденных комнат, то в последние годы перешел к пластике. Но так или иначе на заводе работа для художника, интерьерщика, дизайнера всегда была.
От въездного знака до памятника
к 100-летию ЗиДа

При въезде в Ковров со стороны трассы М7 мы в первую очередь видим въездной знак, символ города-промышленного центра. Этот знак – одно из произведений героя нашего повествования. А дальше можно целую экскурсию провести по местам, отмеченным рукой художника. Барельефы у памятника на Площади воинской славы; памятник «Тыл – фронту» у южных проходных ЗиДа; пилоны с именами погибших в годы Великой Отечественной войны у памятника воинам-дегтяревцам; памятный знак на ул. Грибоедова, посвященный военным строителям; барельеф на здании гимназии № 1 в память об учителях и выпускниках, погибших в годы Великой Отечественной войны; мемориальные доски М.Т. Калашникову и П.М. Горюнову на домах по улице Лепсе – все это творения Павла Раскина.
В течение последнего года Павел Яковлевич работал над проектом юбилейной композиции «ЗиД – 100 лет на службе Отечеству», которая находится на улице Труда, у центральных заводских проходных.
– Поначалу были варианты, посвященные военному лихолетью, объединенные тематикой «Тыл – фронту». Но потом пришли к выводу, что памятник в граните и металле должен отражать всю историю предприятия, от 1916 года до 2016-го. Над созданием композиции трудились заводчане из нескольких производств, и модельщики, и литейщики, и работники инструментального цеха и так далее, вплоть до тех, кто визуализировал проект в компьютерном варианте и подготовил чертежи оружия. Моя заслуга лишь в том, что придумал проект.
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную...
Много лет Павел Яковлевич живет в Коврове, который стал для него родным и любимым, даже если он не идеален. Однако и мечтам есть место. Увидеть сквозь обыденность другой образ города дано далеко не каждому. Но взгляд художника изменяет привычные очертания, и вот уже вместо полуразрушенного каменного домика на улице Абельмана предстает в былой своей красоте купеческий особняк, а вместо заброшенной и разбитой вдрызг старой привокзальной площади – парк декоративных скульптур, где гости Коврова чувствуют особую атмосферу...
По мнению художника Раскина, в первую очередь надо сохранять и реставрировать то, что есть. Не точечно, а в целом. Возможно, в данный момент не хватает некоего генерального видения, как вернуть былую красоту и достоинство северной части города. Недостает и финансирования для воплощения перспективного плана. Хотя Павел Яковлевич отмечает, что сейчас Ковров преображается: в порядок приводят дороги и тротуары, в центре пытаются создать единый архитектурный ансамбль, обновляют фасады зданий.
Памятники на ладони
Павел Раскин, член Союза художников, скульптор-медальер, творит и в свободное от работы время. На днях он прошел конкурсный отбор и привезет свои произведения на областную выставку. Медали, которые он изготавливает, – те же памятники, только умещающиеся на ладони.
– Трудно сказать, какая тема тебя заинтересует в определенный момент. Вот недавно, рассматривая картинки в интернете, наткнулся на такую фразу «русские атлантиды». Заинтересовался. Оказывается, русскими атлантидами назвали затопленные земли на месте нынешних водохранилищ, каналов (это город Молога, исторический центр города Калязин на Волге, где из воды торчит лишь колокольня Никольского собора, село Крохино в Вологодской области и др.). Возникли образы, родилось произведение искусства – серия из трех медалей.
Павел Яковлевич Раскин не перестает искать новые выразительные средства пластики, которые способны служить отражению эпохи в искусстве, воплощению образа человека с большой буквы. Именно так было сказано о нем на вручении премии «Признание-2016».
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий