04.04.2017, 11:40

Призраки у «Золотого ключика»

В прошлом номере мы начали этот проект. Объект внимания – советское прошлое Коврова. Увы, наши знания и память о родном городе уходят вместе с нами. И даже то, что сегодня кажется обыденным и общеизвестным, спустя четверть века, а тем более еще позже, для многих станет почти откровением. Поэтому и родилась идея серии публикаций о Коврове, который еще живет в памяти очевидцев. О том, что есть сейчас и что было прежде. Приглашаем читателей присоединиться к этой увлекательной прогулке.
Призраки у «Золотого ключика»
Когда-то очень популярный, магазин «Золотой ключик» навсегда запомнился мне тем, что именно в его кафетерии впервые в жизни довелось попробовать молочный коктейль, показавшийся восхитительной вкуснятиной. Кондитерский магазин открылся на улице Абельмана, 36 в начале 1970-х гг. Потом в ассортимент добавилась бакалея и молочка. Но приходили сюда семьями, чтобы испить коктейля, через трубочку. А трубочку унести домой, как символ приобщения к высшей цивилизации.
Призраки у «Золотого ключика»
Рядом, на углу Абельмана и Урицкого, многие годы находился один из двух книжных магазинов Коврова (не считая «Технической книги» на Социалистической). Десятилетиями адрес Абельмана, 38 притягивал ковровских книголюбов. Лишь там можно было приобрести книги по искусству, если они, конечно, вообще имелись в свободной продаже. В книжном на Абельмана мне впервые попалась книга о композиторе Сергее Танееве, вышедшая в свет в издательстве «Музыка» в 1984 году. В определенном смысле знакомство с этой книгой, в конечном счете, привело к возрождению танеевской усадьбы в селе Маринино.
Призраки у «Золотого ключика»
Сегодня фасад «Золотого ключика» полностью перестроен под торговую точку «Посылторг». А раньше на этом месте был неказистый одноэтажный деревянный домик купца Семена Куренкова. В 1900-е гг. там открылся один из первых в городе магазинов канцтоваров.
А на месте четырехэтажки под № 38 по Абельмана в ту пору, когда она прозывалась Московской, а улица Урицкого – Ивановской, находился деревянный одноэтажный особняк на высоком фундаменте из белокаменных плит. Схожий с домом Муратовых (Свердлова, 2), где теперь располагается Центр медицинской профилактики. Его выстроил в 1870-е годы богатый ковровский барин Николай Култашев. Прямой потомок князей Стародубских, родич князей Ковровых, сын и внук ковровских предводителей дворянства. Он и сам был предводителем и председателем Ковровской земской управы, дослужился до генеральского чина и имел множество орденов. Он скончался в 1915 году, немного не дотянув до 75-летия и избежав революционных потрясений. Его могилу на Ивано-Воиновском кладбище уничтожили в 1930-е гг., а култашевский особняк сломали парой десятилетий позже. Можно лишь пожалеть, что этот колоритный дом с интересной историей утрачен.
Призраки у «Золотого ключика»
Соседний особняк, ныне дом №40 по Абельмана, пока еще стоит. Точнее – достаивает. Это бывшая резиденция Ивана Треумова – самого богатого человека Коврова позапрошлого века. Треумовский особняк, славившийся затейливой резьбой оконных наличников и украшавшими крышу шпилями и флюгерами, был выстроен на рубеже 1870-80-х гг., когда хозяин быстро набирал силу и вес. В 1894-1898 гг. фабрикант занимал пост ковровского мэра, а в конце декабря 1899-го скончался в 50-летнем возрасте. По официальной версии – от простуды, а по неофициальной – вследствие помешательства.
Призраки у «Золотого ключика»
После революции 1917 года треумовский дом был национализирован. Его занимали разные учреждения, а в «лихие 90-е» там открылся бар «Наполеон» – известное «злачное место». Затем старый дом серьезно пострадал от пожара и фактически оказался брошен владельцем на произвол судьбы. Теперь руины перешли в собственность муниципалитета. Мэрия уже заявила, что намерена продать полуразрушенное здание. Но покупатель должен не просто отремонтировать этот памятник архитектуры, а провести его реконструкцию под надзором госинспекции по охране культурного наследия. Лишь проект обойдется в миллионы рублей. Найдутся ли желающие?
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий