03.04.2018, 09:16

«Я одену эти строчки в разноцветные сорочки...»

Писать для детей – на первый взгляд задача не из сложных. Но это лишь на первый взгляд. Чтобы детская книга стала для мальчишек и девчонок особенной, интересной, познавательной, надо понять детскую душу, со страниц разговаривать с ними, как со взрослыми. Иначе ни рассказ, ни сказка, ни стихотворение не состоятся. Так считает ковровская поэтесса Надежда Бирюкова.
«Я одену эти строчки  в разноцветные сорочки...»

Не Крупская, но все же...
Сочинять и рифмовать Надежда Ефимовна начала в первом классе. С самым первым своим стихотворением она даже выступила в школе. А дело было так.
«Тогда в советских школах шел на ура поэтический монтаж. Учитель раздавал детям стихи на определенную тему, а потом долго готовил их к выразительному прочтению перед публикой. Нельзя было не устроить подобный праздник в честь дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Я пришла домой с выданным мне стихотворением какого-то известного поэта, внимательно прочитала его. Не понравилось. Отложила в сторону и забыла о нем. Взяла карандаш и экспромтом написала свое, строчек из восьми. Ни с кем предварительно не посоветовавшись, перед классом и родителями прочла свое творение. Учительница осторожно поинтересовалась потом, кто автор стиха и откуда я его взяла. Тут я, недолго думая, выпалила: «Автор – Надежда Константиновна Крупская!».
«Я одену эти строчки  в разноцветные сорочки...»

Став постарше, Надя занялась школьной стенгазетой. На работе тоже была стенгазета в стихах. Надежда по-своему обрабатывала материалы на злобу дня, которые ей приносили коллеги. Постепенно сочинительство стало потребностью души. Писала обо всем: о любви, о природе, о жизни, о детях.
Наша героиня признается, что никогда не пыталась мучительно выдавить стихотворение из себя. Оно само вдруг появляется, строчка за строчкой. Почему-то особенно тогда, когда шагаешь по дороге. И дело даже не в ритме... Иногда не записанные сразу стихи Надежда Ефимовна забывает. Поэтому стала носить с собой диктофон. Но до сих пор ни разу им не воспользовалась.
А тогда, в начале восьмидесятых, подруга настояла, чтобы Надежда не писала «в ящик стола», а отправила свои стихи в редакцию газеты «Рабочий клич» (ныне «Знамя труда»). Иначе она сама сделает это.
«Я всегда была очень робкой. Но все-таки отослала одно стихотворение – «Русская березка». И вдруг его без правок напечатали на литературной странице. Меня вызвал редактор Борис Хабибуллин. Тряслась перед встречей с ним, как кролик... Меня стали печатать. Осмелела. Стала членом ковровского литературного объединения. Первая моя книга «Пока я слышу колокола звон» вышла в конце восьмидесятых. Дальше были «День за днем», «Бабье лето» и последняя «Между будущим и прошлым», где я поместила свои лучшие и отредактированные произведения, дополнила список новыми. В каждой из книг у меня были «детские» стихи, а в последней появился раздел, целиком посвященный детям».
«Я одену эти строчки  в разноцветные сорочки...»Цветными стеклышками детства
На самом деле стихов для детей у поэтессы гораздо больше, чем в сборнике. Одни выходят в ковровской «Литературной газете», другие еще никем не прочитаны. Каких только нет стихов у Надежды Ефимовны! Про жука-чудака и умного сома, растеряшу и шутника, про озорной месяц и злую вьюгу, игру в снежки и день рождения. В каждом из них видно, какое это счастье быть ребенком, наслаждаться миром вокруг, каждый день учиться чему-то новому. Стихи легкие, почти невесомые, без нравоучений, а с добрым юмором.
В своей книге «Между будущим и прошлым» поэтесса объединила стихи для детей под рубрикой «Цветными стеклышками детства». Не для красного словца. Связано это с воспоминаниями из давно ушедшего прошлого, когда маленькая Надюша с друзьями собирала бутылочные осколки – зеленые, желтые, коричневые – и смотрела через них на солнце. И в таком калейдоскопе все вокруг казалось дивным...
Есть в сборнике поэтессы и акростих, и басня, и каламбуры, и загадки для детей. Вот одна загадка на злобу дня: «Висит на крыше ловко прозрачная морковка. Она весне сестрица, а солнышка боится». Или другая: «Бьют меня ногой, ладошкой и Маринка, и Антошка. Не держу на них обиду. Я надутый только с виду».
Самый лучший подарок
Можно с уверенностью сказать, что стихи для детей Надежды Бирюковой одобрены самими детьми. Каждое она проверяла на племянниках, внуках и сейчас уже на правнуках.
«Я читаю и смотрю в их глаза. Если там сверкает интерес, значит, стихотворение подходящее. А уж если ребенок сказал «хорошее», то я счастлива».
Вот уже около десятка лет Надежду Ефимовну приглашают в детские сады и школы на творческие вечера. Первая встреча с детсадовцами произошла на Малеевке. Приятно удивленная поэтесса присутствовала на концерте, где из детских уст звучали ее стихи. Малыши прочли их без сучка без задоринки, а ведь были и довольно-таки длинные стихотворения. Потом была беседа, гостье вручили рисунки, их стопку она хранит до сих пор.
«Запомнилось мне и посещение детсада «Изумрудный город». Ближе к концу встречи все детишки выстроились фотографироваться со мной. Вдруг один мальчик лет пяти бежит ко мне со своего места: «Я с Надеждой Ефимовной! Я люблю ее!». Стоит рядом, держит кулачок и шепчет: «Я вам чего подарю...». Разжал ладошку по пальчику, а там маленький магнитик лимонного цвета. Видно, от сердца оторвал подарок. Для меня этот магнитик стал очень дорогим. Лучше всякой литературной премии».
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий