19.05.2015, 11:49

Праздник музыки

Праздник музыкиПраздник музыкиПраздник музыки









С 1 по 10 мая в ДК им. Ногина прошел XIII фестиваль классической музыки «Добротворский-2015». Масса новых имен, небывалое количество необычных музыкальных инструментов, живые классики на сцене и полный зал на каждом из четырех концертов. Организаторы положили много сил и отдали много лет, чтобы все это, наконец-то, случилось...
Несомненно, нынешний фестиваль войдет в историю культурной жизни Коврова как первый, проведенный на таком высоком уроне. Благодаря поддержке ХК «Аскона» получилось все, о чем организаторы мечтали многие годы. Например, принять лучших музыкантов страны на достойном уровне, оплатить их выступления, организовать пресс-конференцию и даже открыть новый сайт «Добротворский фестиваль», где подробно рассказано о каждом концертном дне. Еще год назад это невозможно было предположить.
Итак, чем же запомнился этот фестиваль? Конечно, блестящим выступлением лауреата международных конкурсов Ростислава Шараевского. Он играл на маримбе – африканском инструменте, который до сих пор в нашем городе никто не слышал. Надолго в памяти останется второй концерт, во время которого музыканты «Classics-art Ensemble» погрузили зрителей в мир музыки разных стран, континентов и времен. Тростниковые трубки, блокфлейты, этнические инструменты («палка дождя», дудук, хулуси, мелодика, тинвисл и проч.), ударные (тамбурин, дарбука), гитара, флейта, флейта-пикколо, гобой и другие.
Музыканты «Ave Classic» под руководством В. Хандраса немного польстили нашему зрителю 9 мая, подготовив для него сложнейшую программу из произведений «Метаморфозы» Р. Штрауса и 8-го струнного квартета Д. Шостоковича. Она была полностью посвящена памяти жертв фашизма. Это было непросто слушать, а уж играть тем более. Но зрители поразили своим трепетным вниманием, а музыканты великолепной игрой. Потом композитор Е. Подгайц – участник следующего дня фестиваля – назвал это исполнение одним из лучших, когда-либо им услышанных.
10 мая – это музыкальная феерия из произведений немецких композиторов Телемана, М. Бруха, аргентинца А. Пьяццоллы. Донесли это до слушателя музыканты камерного оркестра Александра Швецова, Владимирского губернаторского оркестра, солисты «Виртуозов Москвы», альтистка Е. Добротворская, саксофонист А. Кусточкин, аккордеонист И. Милованов и ставший родным нашему зрителю один из организаторов феста – Виталий Хандрас.
Все концерты, за исключением одного, вела Л.Д. Кусточкина. Было много сюрпризов: так дочери Ю. Добротворского, Екатерине, приехавшей на фестиваль из Америки, ученица Детской художественной школы Н. Кожуркина подарила свою картину, до этого момента входившую в галерею «Война и мир», открытую в ДК. Но главная изюмина закрытия – «Странная струнная сказка», исполненная музыкантами вместе с ее автором Ефремом Подгайцем. Он специально приехал на фестиваль и успел его оценить не только как участник, но и как зритель.
Накануне последнего концерта композитор Е. Подгайц и организаторы фестиваля В. Хандрас и А. Швецов дали для журналистов пресс-конференцию. Вот выдержки из нее.
– Ефрем Иосифович, как организаторам фестиваля удалось уговорить вас приехать в наш небольшой город?
– Виталий Хандрас встретил меня на одном из концертов, подошел и стал рассказывать про ваш город, про публику, про зал с уникальной акустикой. Мне стало интересно, я согласился, и мои ожидания более чем оправдались! Я в потрясении от зала, но в еще большем – от публики. Здорово, что пришло так много зрителей, но еще прекраснее – как они воспринимали сложнейшую программу, как жадно впитывали настоящую музыку. Я, наверное, должен был к вам приехать, ведь мое знакомство с Ковровом очень символично: я лично был знаком с композитором М.В. Иорданским, имя которого носит ваша школа искусств, а живу я в Ковровом переулке, рядом с Абельмановской заставой.
– Ефрем Иосифович, насколько сегодня в России востребована классическая музыка?
– Если часто смотреть федеральные каналы и читать центральную прессу, то у многих возникает ощущение, что у нас в стране все очень плохо. Даже от наших прославленных музыкантов можно услышать иногда очень странные вещи: про какие-то недостатки нашей системы образования, про необходимость учиться у западных коллег... Мне кажется, что в СМИ и у властей есть некоторое непонимание того, что на самом деле происходит. Недавно наше Министерство культуры получило «задание» от правительства – разослать письма в Японию, Корею, Китай и попросить... программы их музыкальных высших учебных заведений. Когда об этом узнал японский посол, он был поражен и сказал, что это они, напротив, всегда учились и учатся у российских музыкантов. Так что наша музыкальная школа была и остается ведущей в мире. Прошлым летом я был на фестивале во Франции, там собралось множество музыкантов из разных стран. Знаете, кто занял призовые места? Музыканты из Женевы, Лиссабона и Парижа. И все они – бывшие россияне, окончившие Московскую консерваторию и по разным причинам оказавшиеся за рубежом. Во всем мире наши музыканты – лучшие.
– А у вас никогда не возникало желания сделать карьеру в другой стране?
– Нет, даже мыслей таких не было. Для композитора, как для любого творческого человека, принципиально важна связь с родной культурой, с языком. Знаю примеры, когда мои знакомые уезжали и терялись, для их творчества там нет подпитки, а значит, нет жизни. А я вот сегодня огромное удовольствие получил, прогулявшись по Клязьме, полюбовавшись природой – ну вот где я еще такое увижу, в какой стране?
Подводя итоги завершившегося концертного сезона, Виталий Хандрас поделился планами на следующий: «Этот сезон получился очень насыщенным. Если даже просто посмотреть на фамилии музыкантов, которые выступили в ДК им. Ногина, на обилие музыкальных стилей, то, пожалуй, можно назвать этот сезон вершиной всех 13 лет существования фестиваля. Но на ней нельзя останавливаться, надо двигаться вперед. В следующем сезоне будет один абонемент, включающий пять концертов – два пианистических, два ансамблевых и один – фортепиано плюс ансамбль. Обязательно выступит содружество музыкантов «Ave classic», есть договоренность с замечательным пианистом К. Шамрайцем, сейчас веду переговоры с пианистом А. Гиндиным. Надеюсь, что удастся привезти «Новый русский квартет». А фестиваль «Добротворский» хотелось бы превратить в фестиваль искусств. В этом году мы впервые сделали выставку работ учеников художественной школы в фойе ДК, потом, может быть, будем привозить известных художников, их картины. Или фотографов и их работы. Может, будем приглашать писателей, устраивать творческие встречи… Конечно, это потребует больше усилий, времени, но оно того стоит. И надо расширять сферу влияния – у нас, конечно, есть своя публика, но выступления таких замечательных музыкантов достойны того, чтобы их услышали как можно больше людей. А ковровчане достойны такой музыки».
Как отметил Александр Швецов, «долгие годы работы Ковровского филармонического общества, его традиции создали серьезную базу для того, чтобы наши концертные сезоны вышли на новый уровень. И очень ценно, что за эти годы у нас сложилась своя публика, а сейчас ее пополняют «новообращенные». И я очень благодарен группе компаний «Аскона» за то, что с ее помощью нам удалось качественно изменить содержание Добротворского фестиваля и сезонов в целом».
С. МИРОНОВА

Оставить комментарий