02.10.2018, 08:50

Здравствуй, я твоя мышка!

В ДК «Современник» открылся театральный сезон – к нам приехал Ивановский музыкальный театр, привёз «Летучую мышь». Самая классическая оперетта Иоганна Штрауса-сына.
Здравствуй, я твоя мышка!

Сейчас во многих театрах принято «переосмысливать классику»: это типа когда с потолка свисают господа во фраках, по сцене ползают дамы в балетных пачках, Генрих бегает в голом виде, Розалинда поёт, исполняя акробатические номера, а все герои время от времени «ботают по фене», поминая для актуальности пьесы то московскую реновацию, то пенсионную реформу. Так вот, ивановцы таким не занимаются, и это прекрасно.
Оперетту они привезли в версии, к которой мы привыкли по множеству спектаклей и знаменитому фильму. Но не совсем. Начну с ложки дёгтя. Из-за незначительных (и не несущих никакой смысловой нагрузки) изменений сюжета осталось непонятным, как Розалинда узнала об обмане, как попала на бал и где раздобыла костюм летучей мыши. Этот момент просто обошли.
И не совсем удачным кажется превращение роли хозяина бала, князя Орловского, в женскую. Штраус написал эту партию для меццо-сопрано, потому что планировал сделать этого персонажа совсем юным, эдаким мальчишкой-повесой. Но выход на сцену странно одетой дамы, говорящей о себе в мужском роде, выглядел, как бы это сказать… странно.
Тем более что такой выбор привёл и к вокальным ограничениям. Видимо, из-за них не удалось услышать любимые всеми арии Орловского, в том числе знаменитый тост – «пью за ваши улыбки, пью за наши ошибки». А жаль, эта ария – одна из визитных карточек «Летучей мыши». Её заменили какой-то другой, не столь выразительной песенкой. В конце спектакля «хозяин» бала сбрасывает камуфляж и вправду оказывается очаровательной дамой.
Но зачем вообще был нужен столь «смелый» сценарный ход? Вряд ли он объясняется отсутствием подходящих актёров-мужчин: актёрский состав – сильная сторона ивановского театра. И это – причина, по которой на его спектакли ходить, несомненно, стоит и которая перевешивает все мелкие недостатки.
Во-первых, молодых героев играют их ровесники (это важно, потому что когда 60-летние изображают 25-летних, это грусть, что на сцене, что в жизни). Во-вторых, сочетание комедийного таланта, неплохого вокала, взрывной энергии и то, что актёры выкладываются на 100%, даёт невероятный эффект сопричастности. Будто ты сам – один из героев, пусть и массовки. Зрелищности добавляют и декорации. Возможно, из-за близости Иванова к нашему городу, а возможно, из-за привычки всё делать достойно и качественно, театр на гастролях на них не «экономит». Хотя начинать разбирать их во время финальной песни, не дождавшись окончания спектакля, пожалуй, не самая лучшая идея. Но это всё мелочи. А важно то, что каждые гастроли Ивановского музыкального театра – настоящий праздник для зрителей. Поэтому ждём снова!
Здравствуй, я твоя мышка!

Для справки. Привычный нам с детства вариант «Летучей мыши» – тоже своего рода «интерпретация классики». Изначально «движком» комедии была вовсе не обманутая жена Розалинда, а друг главного героя Фальк. И «летучая мышь» – это как раз он. В этом оригинальном костюме и в подпитии, он однажды возвращался с бала вместе с Генрихом. И тот, предатель, не довёл друга до дома, а оставил на площади. Где его прямо в легендарном костюме приняли полицейские, ославив на весь город. Фальк затаил злобу и отомстил: замутил всю интригу и с переодеванием Адели и Розалинды (на бал она, кстати, пришла в костюме венгерской графини), и с её мнимой изменой, и с арестом Генриха. Когда в 1947 году в Советском Союзе взялись за постановку оперетты, решили слегка изменить либретто. Злой и подловатый розыгрыш превратился в очаровательную шутку, а приятельские полукриминальные разборки – в романтическую комедию.
Ольга АБРАМОВА
Оставить комментарий