18.08.2015, 09:37

Приезжайте, гости дорогие!

Меккой туризма Ковров, конечно, не станет никогда. Но сделать город популярным и привлекательным для потенциальных визитеров вполне возможно. Мечту о въездном туризме долго лелеяли в историко-мемориальном музее. А потом появилось туристско-экскурсионное бюро, нацеленное привлекать в Ковров группы со всей России.
Приезжайте, гости дорогие!
«Мы много думали о том, как привлечь в наш город туристов, чем таким ярким и необычным можно их заинтересовать, – рассказывает директор историко-мемориального музея Ольга Монякова. – Плодом таких мыслей и изюминкой, пробудившей внешний интерес к Коврову, стал проект «Мир глиняной игрушки» и соответствующая экспозиция в отделе природы и этнографии нашего музея. Проект удостоился президентского гранта и был представлен в 2007 году на международном фестивале «Интермузей».
С этого, по словам Ольги Альбертовны, и началась сложная и увлекательная работа по созданию ковровского туристического бренда. Директор и другие специалисты музея ездили на туристические ярмарки, рекламировали достопримечательности Коврова во всероссийских журналах.
В 2013 году при музее появилось экскурсионное бюро, перед которым открылось практически непаханое поле въездного туризма. На бумаге, конечно, все просто. А на деле надо разработать маршруты, договориться с партнерами в других городах об отправке сюда любителей путешествовать. И, пожалуй, главное – найти человека, который станет не только организатором туристического потока в Ковров, но и экскурсоводом, сможет рассказать о городе так, чтобы, как сказано в фильме «Калина красная», «душа сначала свернулась, а потом обратно развернулась». Таким человеком явилась специалист музея Ольга Лебедева, которая быстро и искренне «зажглась» идеей коллег.
С ноября 2013 года экскурсионное бюро при историко-мемориальном музее стало принимать группы из Владимирской, Ивановской областей, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, других городов России. Однажды заявилась группа аж из Северодвинска, а на удивленный возглас: «Как вы про нас узнали?» экскурсанты ответили, что прочитали про наш город воинской славы на сайте музея. И это, считает Ольга Лебедева, только начало: «Будут, будут приезжать люди в Ковров, – утверждает она. – И россияне, и иностранцы...».
А что же такого показывать туристам в Коврове, спросит скептически настроенный читатель?
Ну, во-первых, скептикам не мешало бы самим посетить городской историко-мемориальный музей и его филиалы, послушать обзорную экскурсию о старом уездном Коврове и его современности. Во-вторых, у туристов, приезжающих к нам, есть возможность побывать в Техноцентре завода имени Дегтярева и ознакомиться с достижениями оружейников. Правда, вход на режимное предприятие осуществляется по предварительной договоренности. Впрочем, самому предприятию такой интерес только на руку. Фактически это бесплатная реклама.
Возят туристов и на фабрику глиняной игрушки, где можно не только увидеть, как рождается игрушка, но и поучаствовать в процессе – слепить или раскрасить маленькое глиняное чудо. Кстати, такая возможность есть и в самом музее: при осмотре экспозиции «Мир глиняной игрушки» туристов ждет свое образный мастер-класс.
За прошлый год Ковров (включая экскурсионные группы музея и музейного турбюро) посетили 36000 туристов, а только за семь месяцев этого года здесь побывало уже 66 организованных туристических групп. Люди едут, смотрят, рассказывают, что интересного видели в Коврове, вслед за ними едут другие.
Но если говорить о масштабном потоке туристов, то без вложений, и прежде всего эмоциональных, он невозможен. Без коллективного драйва, без того, что «Ковров туристический» станет «навязчивой» идеей и для власти, и для предпринимательского сообщества.
Да начать хотя бы с того, что облагородить старую городскую часть, воссоздать ее такой, какой она была – купеческой, ремесленной, торговой... Восстановить торговые лавки, открыть трактир в русском стиле, приспособить закуточки под лавки сапожников или часовщиков. Да туда не только туристам, местным жителям будет заходить приятно. Понятно, что на городской бюджет рассчитывать не приходится. А предприниматель из чистой любви к искусству на много не раскошелится. Экономическую целесообразность такого проекта, конечно, необходимо просчитывать, но и отбрасывать с ходу тоже не следует. Не попробовав, никогда не узнаешь, что у тебя могло получиться.
К сказанному добавлю, что Коврову в туристическом смысле несказанно повезло. Ему даже не надо придумывать бренд, он у него уже есть. Интерес к стрелковому оружию у мужской, да и у женской части российского населения всегда был огромный. Так почему не построить вокруг этого концепцию ковровского туризма? Не открыть оружейный музей, не дать людям возможность подержать в руках настоящий огнестрел? С полигоном для стрельбы, конечно, сложнее, нужна куча разрешений, но от желающих пострелять не было бы отбоя.
По словам Ольги Моняковой, в музее давно «захвачены» мыслью организации «милитари-тура», но, как всегда, все упирается в финансы. А между тем перед глазами проекты, которым можно завидовать. Есть прекрасный музей оружия в Туле, есть Ижевск с богатым аналогичным музеем, а третья столица оружейников – Ковров – пока, увы, ничего сравнимого с этим не имеет.
Зато есть муниципальная Программа развития культуры и туризма на 2015-2020 годы, в которой бодро прописано, что такое туризм и как он полезен для здоровья граждан и бюджета города. Перечень «прописных» мероприятий, о которых способен догадаться даже десятиклассник, как то: размещение информационных материалов о наших достопримечательностях в СМИ, выпуск буклетов с символикой Коврова и участие в специализированных туристических выставках. И никаких программных идей, способных исправить существующее положение... В общем, не вселяет она надежды, что уже скоро о нашем городе будут говорить: «Ковров? Знаю, конечно. Я там бывал. Такой интересный город!».
Сергей СКВОРЦОВ

Оставить комментарий