Авторизация
 

Трус не делает бизнес

26 мая свой профессиональный праздник отмечают все те, кто в свое время отправился в свободное плавание и, несмотря на все штормы и мели, продолжает держаться на плаву. Кто-то из них по сей день уповает на свое утлое суденышко, а кто-то обзавелся мощной эскадрой и приобрел вес в региональной политике. Морская тема всего лишь образ. На деле же речь пойдет не о флоте: праздник отмечают российские предприниматели – акулы бизнеса.
Трус не делает бизнес

Деньги из воздуха
День этот начали писать с заглавной буквы 11 лет назад. Но, как мы все знаем, истоки нашего предпринимательства нужно искать в веках. Так далеко все же заглядывать не будем: реалии сегодняшнего бизнеса закладывались в конце прошлого столетия. Экономическая система страны, и без того «дышавшая» через раз, оказалась практически парализованной с развалом Советского Союза.
Заводы и фабрики, оставшиеся без государственных заказов, прекращали производство, становились банкротами, ликвидировались. Так в Коврове не стало приборостроительного и экскаваторного заводов, фабрики Абельмана. Рабочие, мастера, инженеры, измученные безденежьем, тысячами увольнялись с предприятий, чтобы заняться новым для себя делом, которому не учили ни в школах, ни в институтах, – коммерцией.
«Сейчас деньги можно делать из воздуха», – говорили тогда. Имелось в виду, что заработать, ничего не производя, довольно легко. И это соответствовало действительности. Страна являлась огромным рынком, где было востребовано все, потому что в магазинах не было ничего. Разве что бюстики вождя «упали» в спросе.
Армии новых коммерсантов предстояла архисложная задача – обеспечить изголодавшихся сограждан всевозможными товарами. Настало время рыночной романтики, атрибутами которой были бартер, дешевый ширпотреб, челноки с баулами, рэкет и новая национальная валюта – баксы. Вся страна ходила в одинаковых спортивных костюмах, одноразовых штиблетах и слушала «Дым сигарет с ментолом» на китайских «мыльницах».
Коммерсы довольно быстро усвоили формулу дикого капитализма – «дешевле купить, дороже продать». Если прибыль меньше 300-400%, то это не прибыль. Умные понимали, что так долго продолжаться не может, прибыль вкладывали в дело, расширялись, задумывались о производстве. Менее дальновидные наивно полагали, что точка на центральном рынке и ларек на проходном месте обеспечат им безбедное существование в долгосрочном периоде. Но дикий капитализм быстро научил далеко не загадывать: что стало с популярным Федоровским рынком, помнят все.
Заплати налоги и спи спокойно
Государство присматривалось к многочисленной орде индивидуальных предпринимателей. По отчетам, по налоговым декларациям дела у всех шли не очень, а у каждого ларька фискала не поставишь. Тогда торгующей братии сделали доброе дело – обязали платить налог на вмененный доход. ЕНВД в ту пору был необременительным. «Заплати налоги и спи спокойно» – кажется, этот слоган появился на рубеже веков. Налоги платили, но спать спокойно не получалось. Кризис 1998 года продемонстрировал, что бизнес сродни игре в шахматы: не просчитал комбинацию – получил мат. Нельзя быть беспечным в бизнесе.
Лишь ЕНВД неподвластен кризису, работает как часы, из года в год увеличивая налогооблагаемую базу. Плательщику сейчас он стал невыгоден, и ежегодное снижение поступлений этого налога в бюджет тому подтверждение.
Глядя на сегодняшний бизнес, обращаешь внимание, насколько он разномастный. Еще в ходу торговля под навесами на рынках города. Наверное, кто-то в этих рядах начал торговать еще тогда. А В. Седов, к примеру, за это время создал целую бизнес-империю. Также замечаешь, что пустует много площадей в торговых центрах, ради которых предприниматели в былые годы воевали друг с другом. Как утверждают муниципалы, торговых площадей у нас понастроено в четыре раза больше норматива. Да и спрос на товарную массу уже не тот, что 30 лет назад: коммерсанты свою задачу выполнили – накормили народ.
Появилось такое понятие, как социальная ответственность бизнеса. Есть предприниматели, у которых и магазины, офисы богато выглядят, и клумбы с газонами глаз радуют. Но есть и те, для кого благоустройство заканчивается покраской наружной стены по контуру входной двери. Мы знаем имена меценатов, кто участвует в благотворительных проектах, открывает памятники, ремонтирует дома культуры и больницы. Но остались и те, кто до сих пор химичит с налогами.
Как будем праздновать?
Кого из своих субъектов малого и среднего предпринимательства знают ковровчане? «РоНаС», «ДелКо», «То-То»… Эти вкусные названия известны большинству. А что сейчас производят на «Радомире», на КЗТО? Чем занимаются «Септа», «Цикл», «Контейнекс Монолит»? Вряд ли многие ответят на эти вопросы. На улицах города не увидишь рекламы ни фирм, ни их продукции. И выставки достижений ковровского предпринимательства в рамках очередного мероприятия с экономическим уклоном случаются нечасто. Город мало знаком со своим бизнесом.
Да и администрация уделяет ему не слишком много внимания. Мэр Кауров любил пафосные мероприятия. При нем ежегодное экономическое совещание переросло в многодневный форум. Мэр Зотов от такого масштаба отошел, вернулся к старому формату в тихом «семейном» кругу. А на этот раз про экономическое совещание и вовсе «забыли».
В этом году, как отмечают организаторы, День предпринимателя в Коврове будет отмечаться впервые. Этой теме было посвящено заседание координационного совета по вопросам малого и среднего предпринимательства. Как будут отмечать праздник? Просили бросить клич. Выставок, тренингов, мастер-классов не планируется. 25 мая будет концерт в ДК им. Ногина. Приглашаются предприниматели с семьями и даже с коллективами. А 26 мая на площадке перед ледовым дворцом состоится спортивный праздник. Предпринимателям предложили провести товарищеский футбольный матч. Предприниматели вышли со встречным предложением провести матч на льду. Ведь многие ковровские бизнесмены еще и хоккеисты. А как известно, трус не играет в хоккей и не делает бизнес.
Евгений ПРОСКУРОВ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий