21.07.2015, 10:33

Ваши денежки заройте в землю там...

Даешь расширение внутреннего рынка собственной продукции! Этот призыв государственного масштаба не умолкает уже много месяцев. Слов с высоких трибун сказано достаточно. А хочется увидеть реальные шаги в данном направлении. К примеру, какие дела вершатся на сельхозземлях: чем живы крестьяне, чего им не хватает для плодотворного труда на благо себя и страны, как государство заботится о людях от сохи. Поэтому давайте заглянем на пашни и подворья Ковровского района.
Ваши денежки заройте в землю там...
А что у вас на огороде?
В Ковровском районе приблизительно 22 тысячи личных подсобных хозяйств (читай: приусадебных участков) при 30 тысячах населения. Статистика за 2014 год о ЛПХ: посевные площади сократились на 1% по сравнению с предыдущим годом, и урожайность упала. Речь идет прежде всего о выращивании картофеля и овощей, этот вид сельхоздеятельности у нас не котируется. Народ все меньше держит на своих подворьях крупных животных – корма дорогие. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 567 до 468 (из них коров – всего 219, остальные телята, нетели). Соответственно, молока стало меньше на 20%. Сараи и хлева занимают козы, овцы и свиньи, селяне продолжают держать кур. Тем не менее, количество мяса скота и птицы тоже неуклонно уменьшается (за прошлый год – на 17%).
Политика и государства в целом, и нашей губернии в частности – собственное производство сельхозпродукции. Чтобы на прилавках были «родные» овощи-фрукты, свежайшее мясо, натуральное молоко и так далее. Ну, на прилавки магазинов обычным селянам не замахнуться. Хотя бы на прилавки местных рынков. Худо-бедно вырастив урожай на своем огороде, крестьяне едут на ковровские рынки или на места для сезонной торговли и платят за торговое место. Подсчитав все расходы (на семена, удобрения, оборудование, проезд, аренду места), немногие соберутся в путь. Вот, например, во Владимире есть места для бесплатной торговли. Дескать, милости просим в областной центр. На этом поддержка владельцев ЛПХ заканчивается. Разумеется, тем, кто имеет личное подсобное хозяйство, нет смысла принимать такое предложение. Даже многим фермерам Ковровского района нет смысла. Мелковаты они для этого.
Серьезно озаботились расширением своего хозяйства 9 владельцев ЛПХ, они взяли целевые кредиты в банке (на строительство животноводческого помещения, или на приобретение коровы, или на газификацию). Благо, государство возмещает часть процентов по кредиту (8,25%).
Лишь бы продержаться...
Сейчас в Ковровском районе зарегистрировано 359 крестьянско-фермерских хозяйств. А реально работает всего 12 из них. Остальные числятся, и только. В девяностые годы, когда была волна госпомощи – технику давали бесплатно, они решили стать фермерами, а потом или азарт сошел на нет, или не хватило господдержки. Скорее всего, последнее. Ведь работать на земле – дело не только трудоемкое, но и очень затратное. Не зря существует поговорка: хочешь из миллиардера стать миллионером, вложи деньги в сельское хозяйство.
К примеру, фермер из деревни Медынцево получил грант в полтора миллиона да еще кредитов набрал, чтобы серьезно развернуться. Теперь ежемесячно выплачивает банкам по 100 тысяч. Пока есть возможность платить. Неизвестно, что будет дальше. Если говорить о прибыли крестьянско-фермерского хозяйства, она наступает далеко не сразу. И не факт, что дело пойдет в гору. Все зависит от многих нюансов: от погоды, эпидемий животных, скачков цен на корма, у заводов-переработчиков и пр. В прошлом номере мы писали о фермере, разводящем страусов. Его хозяйство сейчас еле выживает. Зато кредиторы не дремлют.
Есть, конечно, в Ковровском районе и такие фермеры, у которых все сложилось хорошо. В деревне Зубцово с 2012 года фермер откармливает бычков. С долгами он справляется, купил большой холодильник для мяса, даже людей нанимает на работу. Недавно получил в лизинг сенокосилку, пресс. В деревне Высоково с 2013 года еще один фермер держит дорогих породистых лошадей. Тоже крутится-вертится. Организовал катание на лошадях, что особенно радует детей, верховую охоту в близлежащих лесах. Помимо того, удачно разводят в нашей местности пчел, баранов, овец.
Все вышеперечисленные фермеры и некоторые другие получали от государства гранты как начинающие. Эти гранты по госпрограмме развития сельского хозяйства, существующей с 2013 до 2020 года, доходят до полутора миллионов рублей. Еще есть гранты под семейную ферму, по ним можно получить свыше 10 миллионов рублей. Кроме того, государство возмещает 8,25% от ставки по кредитам, взятым фермерами. Они получают субсидии на молоко, на землю, на поддержку племенного животноводства. В 2014-2015 годах, несмотря на пропаганду «производи свое», новых видов поддержки крестьянско-фермерских хозяйств не появлялось.
По прогнозам специалистов, большинство фермеров, отработав на земле положенные по грантам пять лет, отойдут от дел. И новые участки земли покроются сорняками или (в лучшем случае) примут других хозяев, которые снова станут раскручиваться.
Индюки и кролики на вес золота
Фермеры вожделенного масштабного импортозамещения не обеспечат. Даже заимев молочную ферму, они не осилят переработку продукции. Самое большее – по ближайшим селам провезут в бочке или в Ковров ее отправят. Пакетирование мяса для них – тоже дорогостоящий проект. Для импортозамещения нужны организации с другими масштабами. В основном кормят Ковровский район сельхозтоваропроизводители. Такие как «Заречье», «Активист», «Дубрава», «Новая жизнь», «Муравия», птицефабрика «Ковровская». Крупные комплексы прочно держатся на плаву. «Муравия», которая доит 12 тонн молока в день, объединившись с другими предприятиями, вывозит его даже в Москву.
Новые серьезные инвест проекты района – цех по переработке молока, строительство скотного двора, разведение индейки и кролиководческое хозяйство, в котором пока построен один двор из восьми и завезена первая партия кроликов. И здесь тоже надеются на разного рода господдержку. За последние полгода владельцы ЛПХ, фермеры и сельхозтоваропроизводители получили таким образом 30 миллионов рублей. За прошлый год – 72 миллиона. Но хотелось бы большего. Ведь нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья – один из главных факторов, сдерживающих импортозамещение в секторе переработки (пищевой промышленности).
В начале 2015-го Министерство сельского хозяйства представляло поправки к программе развития сельского хозяйства. Реальных мер его поддержки в кризисный период нет. Обещают выделить дополнительные 20 миллиардов, ничтожную сумму в масштабах страны, но, скорее всего, агрохолдинги поглотят значительную ее часть. Таковы первые неутешительные итоги импортозамещения в сельском хозяйстве.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий