27.06.2017, 11:17

Выпускники синюшного оттенка

У нас почти не осталось здоровых выпускников школ. Из разных уст мысль эта звучит неустанно и с завидной регулярностью. Ещё в 2006 году Владимир Путин пошутил, что в школу дети приходят зелёные, а уходят из нее синие. Понятно, зелень – незрелость, синева – измождение. Откуда берется последнее и можно ли исправить ситуацию?
Выпускники синюшного оттенка
Школьное рабство
Гастрит, сколиоз, близорукость, вирусные заболевания, модные в современном мире лор-заболевания, вегетососудистая дистония. Всем известен неполный перечень «болячек», которыми страдают наши дети. По утверждению медиков, львиная доля из них возникает на фоне стресса. А что такое по большому счету стресс? Ответ организма на предъявленное ему требование. Вывод напрашивается сам собой: для незрелого организма чересчур неподъемны предъявляемые к нему требования.
Главная задача и у одиннадцатиклассников, и у шестилеток – грызть гранит науки. Грызут они его большими объемами, по-стахановски, в школе, с репетиторами, с родителями. По нормам взрослый человек проводит на рабочем месте 40 часов в неделю с двумя выходными. Максимум недельной нагрузки для 8-9 классов – 36 часов, для 10-11 – 37 часов. В средней и младшей школе часов поменьше. Однако не поленитесь подсчитать, требовательные к успеваемости своего чада родители, сколько времени в день оно проводит не только на уроках в школе, но и за подготовкой домашних заданий. Полученная цифра впечатляет, не правда ли? Сколько раз ни твердили миру, что программа для школяров перенасыщена, все осталось по-прежнему. Те, кто выпускают циркуляры, не спорят вроде бы, но наши дети все равно остаются практически в рабстве у системы образования. Вот вам первая и постоянная причина для стресса.
Котлован для занятий физрой
Серьезно ухудшает здоровье школьников низкая двигательная активность. В младших классах дети испытывают 35-40% дефицита двигательной активности, в старших – до 75-85%. Печальную картину не скрасят малочисленные уроки физкультуры и физкультминутки (если таковые сохранились где-то). По логике физкультуры в школах должно быть больше. Куда там... Даже если перелопатить программу, здания многих школ просто не предназначены для дополнительных занятий физкультурой. Например, ковровская школа №19, директор которой несколько лет бьется, чтобы муниципалитет профинансировал строительство дополнительных площадей спортзала. Или школа №17 с недостроенным бассейном. Вернее, с котлованом вместо бассейна.
В американской младшей школе стало традицией, что дети на уроках не сидят за партой. Они свободно перемещаются по классной комнате. Это не свобода просто так, от безалаберности чиновников от образования. Это своего рода здоровье- сберегающая технология. В Америки провели исследования и выяснили, что современным детям требуется как можно больше движений. Приживется ли в наших школах такое нововведение? Вряд ли. Мы хоть и двумя руками за образовательные инновации, но остаемся консерваторами. Да и как же всепредметный багаж в юные головы загрузить, если они вертятся постоянно?
В классе только девочки?
Кто бы мог подумать, что раздельное обучение мальчиков и девочек в царской России – это не просто ханжество, а забота о детском здоровье! Ныне опытным путем доказана его полезность. Многие знают, что до 5-6-го класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики постоянно в стрессе, потому что в школе учительницы-женщины требуют от них подражать успешным девочкам, подавлять в себе мужское начало.
Любопытны результаты раздельного обучения в экспериментальных школах современной России. Так, в одной московской школе, больше 20 лет использующей технологии доктора медицинских наук В. Базарного, мальчики-выпускники по росту переплюнули своих ровесников, каждый не ниже 180 см. У всех хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения. Девочкам раздельное обучение тоже идет на пользу: у них лучше артериальное давление, состояние желудочно-кишечного тракта, выше работоспособность.
Однако нам на периферии далеко до подобных экспериментов. И раньше было, и сейчас. В наших школах, не изживших двухсменку, и сборные классы иногда некуда посадить за парты. Возьмем Малыгинскую школу, одну из самых крупных и успешных в Ковровском районе. В сентябре туда придет на один первый класс больше, чем обычно. А новых площадей никто не пристроит. Благом будет, если хотя бы 2 новых учителя начальных классов найдутся к началу учебного года.
Путь Магомета к горе
В школе №22 одно из ведущих направлений – сохранение и поддержание здоровья учащихся. Судя по отчетам, в практике здесь дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, мышечная и эмоциональная релаксация и т.д. За физкультурно-оздоровительную работу школа удостоилась II места в области и недавно взяла грант. В 24-й школе практикуют физкультминутки, логопед исправляет дефекты речи. Если говорить о здоровьесберегающих технологиях в школах Коврова, это, пожалуй, самые яркие примеры.
А способов, с помощью которых можно было бы поддержать детское здоровье, на самом деле много. Среди них – требующие и финансовых затрат, и серьезного пересмотра школьных устоев и традиций. Если российское государство не в состоянии обеспечить здоровьесберегающие технологии в глобальном масштабе, то надо как-то выкручиваться родителям. Заказать в класс специальные конторки с массажными ковриками, чтобы дети не только могли сидеть, но и стоять. На потолке, стенах, доске поместить офтальмологические тренажеры, чтобы дети давали отдых глазам. Записать детей в спортивные секции, творческие кружки. В свободное время посадить на велосипед или поставить на скейт. И пусть как можно больше ходят пешком.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий