25.07.2017, 10:46

Позвольте нам спокойно учить детей

В редакцию «КВ» обратился один из школьных учителей с просьбой опубликовать размышления о современной вертикали образования и минусах многоуровневого руководства. По мнению педагога, главная школьная задача – учить детей – отодвинута на задний план. А что же на переднем?
Позвольте нам спокойно учить детей
«На днях просматривая сайт владимирского департамента образования, решила узнать, сколько получают его сотрудники. Нашла там зарплаты всех сотрудников, не обнаружила зарплат директора и его замов. Но и по неполным сведениям можно судить, что наш департамент живет неплохо. Его работники имеют от 50 до 100 тысяч ежемесячно. В ковровском управлении образования с деньгами похуже. Тем не менее начальник управления получает декларированный годовой доход в размере 816065,31 рублей. Ответственная, конечно, работа у чиновников. Но не настолько же!
Если департамент или управление вдруг перестанут функционировать, это не проблема для образования Владимирщины. А вот если школа лишится директора или сразу нескольких предметников – тогда да. Учебный процесс нарушится, дело встанет. Насколько я знаю, сейчас в десяти школах Коврова и в пяти школах Ковровского района не хватает учителей. Причем в 8-й и 10-й школах сразу по 5 вакансий, в 15-й, 4-й и 9-й школах по 4 вакансии. И это не предел. Когда заслуженные педагоги массово станут уходить на пенсию, с кем останется школа?
Над нами, учителями-рабочими лошадками сейчас столько структур, диву даешься. Управление образования, департамент, Рособрнадзор, который призван сделать экзамены прозрачными, Отдел оценки качества образования, те, кто занимаются нашей аттестацией. Не говоря уже о Минобрнауки. Везде свой штат сотрудников и хорошие зарплаты. Бешеные деньги в целом, а школы нищенствуют, у них крыши текут, молодые учителя туда не идут на мизерные зарплаты. Недавно из СМИ узнала, что средняя зарплата в школах города Коврова (вместе с неплохой директорской) — 24710 рублей. В дошкольном и дополнительном образовании и того меньше.
Народная мудрость гласит: по труду и честь. А что делают чиновники от образования в последние годы? Пишут циркуляры, требуют безумные отчеты. Страшно напоминает все это «Прозаседавшихся» Маяковского. Вот, к примеру, одно из последних требований к школам – провести мониторинг словарей. Как всегда, дело срочное, потому что, пока письмо перекидывалось сверху, из одной образовательной инстанции в другую, сроки стали поджимать. Школы получили опросник на нескольких (!) страницах. Кому нужны данные по нему? Вряд ли на их основании школам пришлют недостающие словари.
Чем занимаются методисты управления образования, которые раньше проводили семинары, помогали учителям? Они постепенно перевоплотились в статистов, которые собирают сведения на местах и переправляют их выше. Нам же, учителям-рабочим лошадкам некогда работать с детьми и родителями, потому что наверху сидят те, которые развивают бурную деятельность на бумаге и требуют того же от нас. Если бы при всем этом повышалось качество образования... Но ведь не повышается!
Недавно показывали репортаж из Оренбурга, где в связи с оптимизацией детсадовские воспитатели попадают под сокращение, группы объединяют, и теперь на 45 детей будет один воспитатель. Родители бьют тревогу, пишут петиции. Они недовольны. И правильно. Ведь не тех сокращают.
Министр образования Васильева рассказала об очередном витке оптимизации, что за три года учреждения образования нашей страны перейдут из ведения муниципалитетов в ведение регионов. Выходит, одна надстройка, местные управления образования, прикажет долго жить? Хорошее было бы начало. Только бы департаменты образования не раздули свои штаты, жалуясь на увеличенную нагрузку. И только бы не замучили школьную администрацию и педагогов поездками в областной центр, ведь времени жалко, да и командировочные платят не всегда вовремя. А Васильевой спасибо. Пусть продолжает в том же духе».
Из последних новостей на злобу дня. 14 июля директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева на встрече с населением Ковровского района в числе прочего несколько слов сказала о предстоящей реформе. По ее словам, есть идея передать в государственное управление только школы, но не учреждения дополнительного образования и не детские сады. Причем муниципалитеты по-прежнему будут отвечать за материальное состояние школ. В трехлетний эксперимент по передаче войдут 16 субъектов РФ. Как будет выглядеть передача на деле, директор департамента четко ответить не может. Что станет с местными управлениями образования, тоже неизвестно. В эксперименте опробуют различные модели. Возможно, Минобрнауки в конечном итоге остановится на соподчинении. Тогда практически ничего не изменится.

Оставить комментарий