21.11.2017, 11:12

Логопеда вызывали?

Среди маленьких детей сейчас много молчунов и малоразговорчивых. «Моей внучке недавно исполнилось два годика. Хорошая девочка, подвижная, веселая. Только не говорит ни слова, ни полслова. Пора бы, да вот все никак... Родители собираются вести ее к логопеду». Слова, нечаянно услышанные на автобусной остановке, зацепили. Как вовремя предугадать проблему, на какие тревожные звоночки обратить внимание?

Странно, что мама и папа двухлетней девочки и педиатр, проводящий регулярные осмотры, до сих пор не забили во все колокола. Малыши уже к году должны говорить первые слова. А к двум – как минимум простейшие фразы из двух-трех слов: «мама, дай» или «Маша пойдет гулять».
К сожалению, в ковровских детсадах нет логопедических групп для детей раннего возраста. В логопедические группы зачисляют, как правило, с 4-5 лет. В детском саду или в поликлинике родителям детей более младшего возраста лишь дадут консультацию.
Чтобы пальчики устали...
Как считают специалисты, чтобы ребенок в дальнейшем научился говорить без особого труда, чтобы его речь развивалась своевременно и правильно, с самого раннего возраста родители особенное внимание должны уделять его мелкой моторике – развитию пальцев рук, мышц кистей. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, артикуляционные мышцы тоже подвижны, звукопроизношение не пострадает, он не станет картавить или шепелявить.
Развивать моторику в домашних условиях просто. Еще на руках у матери малыш делает хватательные движения ручкой. Позвольте ему хватать как можно больше разных вещей. И в манеже не давайте ему сидеть без дела. Сейчас изобилие развивающих игрушек для детей раннего возраста. Нет возможности покупать дорогостоящие игрушки? Пусть строит элементарную пирамидку или складывает крупные кубики конструктора, закрывает кастрюльки крышками или, в конце концов, пытается зашнуровать ботиночек. Лишь бы пальчики имели постоянную работу.
В недавние времена детсадовцы подолгу и сосредоточенно занимались лепкой, рисованием, мастерили поделки из бумаги, картона, природного материала, выпиливали и выжигали, завинчивали болтики и гаечки конструктора. Причем не только в детском садике, но и дома. Все это способствовало усидчивости и укрепляло мышцы рук. Современные дети, как правило, в свободное время пользуются только одним пальцем, работая на планшете или держа под рукой компьютерную мышку. Уж сколько раз твердили миру, что надо пресекать такое времяпровождение! Однако ситуация усугубляется...
И как результат – у некоторых детей дошкольного возраста специалисты наблюдают дряблость мышц, недостаточность их развития, снижение тонуса и силы. Понятно, что точность и переключаемость движений пальцев рук страдает. В школе таким детям трудно научиться писать, рисовать, чертить. Пусть родители не удивляются, если их первоклассник будет бурно протестовать и отказываться писать буквы и цифры в прописи. Ведь для него это невыносимо трудная работа. И пусть не удивляются, что у ребенка педагоги выявили синдром гиперактивности с дефицитом внимания вкупе.
Два глаз и два уша
Бытует мнение, что к логопеду нужно обращаться лишь в том случае, если ребенок поздно заговорил или неправильно произносит звуки родного языка. Однако попробуйте задать вашему пяти-шестилетнему ребенку следующие вопросы: «Сколько у тебя рук? ног? глаз? ушей?» и, возможно, услышите: «Двое рук, два глаз, два уша». Зачастую дети говорят, что на столе лежит «много карандашов», а в комнате «много окнов». Многие дошкольники неправильно употребляют предлоги и окончания некоторых слов. Подобные ответы свидетельствуют о том, что грамматическая сторона речи ребенка еще не сформирована.
Воспитанники подготовительной детсадовской группы часто не могут связно пересказать сюжет недавно прочитанной сказки, увиденного мультфильма, услышанного рассказа. Словарный запас всех этих детей отстает от нормы и находится в пределах обиходно-разговорной лексики.
Далеко не каждый родитель справится с проблемами речи самостоятельно. Да и проблемой неразвитость речи сегодня склонны считать далеко не все. Мол, подрастет – разговорится. Между тем бедность словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, слабое речевое дыхание, нарушение темпа и плавности речи, нарушение звукопроизношения, неразвитость мелкой моторики пальцев рук ребенка – веские причины для обращения к логопеду. Опытный специалист проведет тщательное обследование ребенка, определит перспективы дальнейшего развития малыша, составит план коррекционной работы в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
О. АРТЕМЬЕВА

Редакция благодарит за консультацию Ирину Краснову, учителя-логопеда высшей квалификационной категории.

Оставить комментарий