19.12.2017, 11:24

Роботы в школе. Совсем скоро

Робототехника в школе. На первый взгляд кажется нереальным. Робототехнические системы и комплексы – это специальность, которую студенты получают в вузе. В ней изучаются довольно сложные дисциплины: электроника, радиотехника, автоматические системы управления, теория машин и механизмов. А школьники в среднем звене даже физику не знают. Тем не менее, в этом возрасте проводятся соревнования по робототехнике, куда ребята выходят со своими действующими моделями. Парадокс?
Роботы в школе.  Совсем скоро
В 2008-10 годах в стране возник бум робототехники, стали «модными» соревнования по этому направлению. Получила развитие образовательная робототехника с использованием Лего. В Коврове был дефицит кадров, которые могли бы заниматься со школьниками по новому направлению. К этой работе подключилась команда робототехники КГТА, которой руководил Дмитрий Багаев. С директором СОШ №22 Инной Гавриловой пришли к соглашению об организации кружка на базе школы. Работу, начатую Д. Багаевым, продолжил руководитель кафедры «Робототехники и комплексной автоматизации» КГТА, кандидат технических наук Андрей Карпенков. Андрей Сергеевич рассказал о работе руководимого им клуба робототехники, а также развеял некоторые наши сомнения.
– Сначала занятия проводились с учениками старших классов. Уже тогда были первые результаты – победы в конкурсах, в том числе в конкурсах всероссийского масштаба. Я видел полезность такой работы и в плане профориентации. Хотелось, чтобы робототехника стала более понятной для потенциальных студентов, чтобы они увидели в ней свою будущую профессию.
В 2013 году мы привлекли к занятиям робототехникой и учеников младших классов. Подобрали оборудование и разработали курсы для младших, средних и старших классов. С младшими занимаемся основами конструирования, постепенно углубляясь в область физики. В пятом классе знакомим ребят с законами электричества, механикой. Старших ориентируем на создание собственных проектов. Есть программы по подготовке к соревнованиям JuniorSkills или Робофест. Старшеклассники, выходя на такие соревнования, имеют представление, к примеру, о принципе действия гироскопа, акселерометра. К работе со школьниками привлекаются студенты старших курсов КГТА. Как показывает практика, общение с ними у школьников строится даже лучше, они могут разговаривать на одном языке.
– Много ли школьников занимается в вашем клубе?
– Всего в клубе робототехникой занимается около 60 школьников. В основном это ученики СОШ №22. Также развивать это направление захотели в СОШ №23. Там организованы группы в старшем и среднем звене. В этих школах в рамках дополнительного образования созданы кружки. Ребята из других школ занимаются робототехникой при центре инновационного развития школьников КГТА. Есть представители СОШ №15 и СОШ №21. Приходят и девочки.
– Есть ли сложности в такой работе?
– Обычно в кружок или секцию в самом начале приходит много народу. Потом группа начинает «таять». В кружке робототехники такого не происходит, дети не теряют к ней интерес. И можно сказать, что в этом состоит определенная проблема: нужно подтягивать материальную базу, не хватает оборудования, конструкторов. А стоимость одного конструктора Лего (для 5 класса и старше) – 60-80 тысяч рублей. Сейчас мы заключаем партнерское соглашение с областным детским технопарком «Кванториум». Он предоставляет нам возможность использовать их материальную базу. Также мы участвуем в конкурсах на получение грантов, чтобы направить их на приобретение конструкторов.
– Какие перспективы развития робототехники для школьников вы видите?
– Нам бы хотелось организовать у себя центр молодежного творчества или же создать филиал «Кванториума» в направлении робототехники. Сейчас детские технопарки создают в региональных центрах, но детям из районов проблематично ездить в областной технопарк, и он один не способен «переварить» всех желающих. В среднем создание областного кванториума обходится порядка 80 млн рублей. Для районного технопарка это будет заметно ниже (10-20 млн рублей). Речь идет об открытии в районном технопарке ограниченного числа квантумов, не более одного-двух. В нашем случае это как раз кванториум робототехники.
– Ведутся разговоры о том, чтобы сделать робототехнику школьным предметом. Насколько это осуществимо?
– Насколько я владею информацией, планируется в федеральные образовательные стандарты ввести робототехнику как предмет. В нем я вижу эволюционное развитие предмета «Технология». Робототехника позволяет понять детям, где и как применить знания по физике, математике. Предмет является социально значимым, поскольку работа проводится в группе, в команде. Нужно ли делать предмет обязательным или оставить его как факультатив, сказать не могу. Мне бы хотелось сохранить элемент творчества и мотивации, когда ребенок понимает, что ему это действительно нужно. Введение робототехники в школу имеет свои «за» и свои «против». Во-первых, это вопрос перегрузки. Если мы что-то добавляем в программу обучения, нужно понимать, за счет чего мы это добавляем. Во-вторых, такой предмет предполагает дополнительную материальную нагрузку на школы. Потребуется приобретение оборудования. А создание технопарка, в котором каждый школьник мог бы заниматься робототехникой, позволит решить эту проблему.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий