06.03.2018, 10:44

История и три счастливые семерки

Приходится признать, что современные женщины куда современнее мужчин. В XXI веке они нас не только догнали по многим показателям, но и ушли далеко вперед. Женщина за рулем – уже не редкость. Они любят путешествовать, открыты всему новому. С завидным упорством поднимаются по карьерной лестнице, преодолевая трудности, перед которыми пасуют мужчины. И при этом умудряются прекрасно выглядеть. Практически все из перечисленного свойственно учителю истории, обществознания и права СОШ №17 Анне Тюковой (на фото), героине нашей публикации.
История и три счастливые семерки

Анна Тюкова – педагог высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, кандидат исторических наук. В общем, осталось только заслужить Заслуженного. Кроме того, она является ветераном труда. Стаж для этого подходящий. И это в столь молодом возрасте!
Человек на своем месте
Всю свою сознательную жизнь Анна Васильевна посвятила семнадцатой школе. В ней училась раньше, в ней же учит сейчас. Правда, аттестат о среднем образовании она получала в первой гимназии – школа №17 тогда еще не была средней. Окончила 11 классов с серебряной медалью. До «золота» не дотянула из-за Достоевского, по творчеству которого писала выпускное сочинение. Анна указала, что Федор Михайлович не отрицал теорию Раскольникова. При переписывании в чистовик частица «не» потерялась, а без нее изменился смысл сказанного. В итоге – четверка и непроходящая любовь к классику.
Далее была учеба в Ивановском государственном университете на историческом факультете. Почему история? Анна Васильевна отвечает: «В нашей профессии многое зависит от учителя, его способности заразить своим предметом. У меня были педагоги: П.А. Степанов, Л.В. Воробьева, Г.К. Неделько. Благодаря им я полюбила историю».
Там же в университете началась и ее научная деятельность. С подачи руководителя диплома профессора Корникова А. Тюкова выбрала тему «Политические партии в революции 1917 года во Владимирской губернии». Ее она продолжила и в диссертации, которую защитила в 2008 году в РГСУ (Москва). Будет ли докторская? Обычное дело: не хватает времени для работы над ней. Но при этом она не говорит категорическое «нет». А. Тюкова учит не только школьников, еще она учит учителей во Владимирском институте развития образования, где работает на должности доцента. Для нее работа в ВИРО – другой уровень творчества, благодаря которому заполнилась научная «пустота».
Надежды земли Владимирской
Говоря о достижениях своих учеников, А. Тюкова называет имена, которые занесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». Были и те, чьи имена вошли в летопись «Надежда земли Владимирской». Ее ученики многократно награждались серебряными крестами «Национальное достояние России», а одна из учениц трижды удостоена столь высокой награды. Многие становились победителями и призерами областных предметных олимпиад. А еще среди ее учеников много тех, у кого нет особых достижений, но кому Анна Васильевна привила интерес к своим дисциплинам, кто потом благодаря полученным знаниям поступил на истфак или юрфак. «Их «спасибо» дорогого стоит. Их благодарность ни с какими грантами не сравнится», – говорит Анна Васильевна.
Кстати, о грантах. Президентский грант по проекту «Образование» А. Тюкова выигрывала трижды. Последний раз в 2017 году. Как, работая в обычной школе с обычными детьми, достигать необычных результатов? Для этого Анна Тюкова старается учесть возможности и интерес каждого ученика. Один силен в олимпиадах, другому хорошо даются исследовательские работы. Есть ребята с активной жизненной позицией. Они готовы создавать тематические игры, квесты, видеоролики. При этом есть маленькое «но». «Конкурсов очень много. Я стараюсь привлекать к ним всех. Но для детей важно, чтобы вы им не просто дали задание и сказали «иди и делай», а были рядом. Должно быть соучастие. И это требует больших затрат времени и сил», – делится учитель формулой успеха.
«Она так предлагает поучаствовать в конкурсе, что ей нельзя отказать. Она не приказывает, не говорит, что должен, она умеет просить», – так формулируют ее секрет ученики.
Сорос – не наш случай
Сейчас много говорится о том, что у нас был провал в патриотическом воспитании. Отчасти это связывают с учебниками фонда Сороса. В связи с этим с самого верха было указание на разработку единого учебника истории...
«Мы не работали с учебниками Сороса, – говорит Анна Васильевна. – Сейчас идут три линейки учебников, которые допущены Министерством образования. Не скажу, какую бы из них предпочла. В одной – больше научных фактов, в другой – материал методически хорошо изложен, в третьей – красивый иллюстративный материал. Педагог должен смотреть их все».
Анна Тюкова в современных федеральных образовательных стандартах находит и плюсы, и минусы. К положительным моментам она относит проектную деятельность, которая учит детей формировать и доказывать свое мнение: «Когда дети приходят из начальной школы, часто можно слышать: «Я считаю, что Куликовская битва была в 1380 году». Это вызывает улыбку. Не надо считать, когда она произошла, надо просто знать эту дату. А считать можно, какое влияние она оказала, и аргументы под это подвести».
По ФГОСам в 9 классе ученик должен дойти до середины XX века, а в экзаменационных билетах ОГЭ есть вопросы по всему XX веку. Этот пробел отдается на откуп учителям. И это минус.
По словам А. Тюковой, нынешнее преподавание истории несопоставимо с тем, как она преподавалась в советские времена. Сейчас даются разные мнения на историческое событие. Какого мнения будут придерживаться ученики, зависит и от того, как учитель поведет дискуссию. Свое мнение при этом он навязывать не должен. Такой плюрализм – хорошо это или плохо? Опять же вопрос для дискуссии. Но у нас уже есть тревожный звоночек: пожалевший «невинно погибших» немцев в Сталинграде российский школьник.
Семья в приоритете
Преподавание трех предметов, работа на два фронта, научная деятельность, участие в педагогических конкурсах, конкурсы своих учеников. Когда она все успевает? «Педагог прикован к доске на 24 часа в сутки, – смеется Анна Тюкова. – Семья от этого иногда страдает. Стараюсь искать золотую середину». При этом она говорит, что в приоритете у нее именно семья, и львиная доля ее результатов достигнута благодаря поддержке семьи. О своей жизни вне работы Анна Васильевна предпочитает не рассказывать, считая, что личная жизнь должна быть личной. У нее двое детей. Сын учится в выпускном классе по физико-математическому профилю, дочери четыре года. Любит тихие семейные праздники, ощущение семейного уюта. Стремится больше путешествовать, но это не всегда удается. Ну и как всякая молодая женщина, Анна Васильевна не распространяется о своем возрасте. Говорит, что дата ее рождения – это ее три счастливые семерки.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий