29.12.2018, 09:35

Экзамен для учителей. Из огня да в полымя

Когда новый формат экзамена для школьников – ЕГЭ внедрялся в жизнь, много было возмущений в среде и педагогов, и родителей, и учеников. Однако от ЕГЭ детям деваться некуда: образовательное учреждение заканчивать надо. Теперь по инициативе Министерства просвещения испытание под названием ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы) предстоит педагогам. И есть опасение, что это послужит оттоку кадров из школ. У них-то есть возможность уйти.

Ничего себе аббревиатура...
ЕФОМы – совершенно новая аттестация для учителей, которая станет обязательной в 2020 году. Сначала их проходит выпускник педвуза как допуск в профессию, потом с периодичностью в пять лет школьный учитель. Старая аттестация признана негодной, цель новой вроде бы благая – повысить качество преподавания. Сначала аттестация (читай – экзамен), потом выводы, далее – определение категории каждого учителя и при необходимости повышение его квалификации.
ЕФОМы состоят из трех блоков. Первый – письменная работа. Как сказано в «Учительской газете», «к примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще». Понятно, здесь проверяется далеко не только знание учителя по предмету.

Второе испытание заставит учителя записать свой урок на видео. Посмотрев «кино», эксперты будут оценивать, хороший ли он педагог, психолог, умеет ли контактировать с учениками, на должном ли уровне идет общение. К видеоуроку следует приложить образцы самостоятельной работы учеников с выставленной за них оценкой, анализ учителя собственной работы на уроке.
На третье учителю предложат решение «педагогического кейса» на компьютере. Он должен составить план действий, чтобы стабилизировать проблемную ситуацию из школьной жизни. Любую, какую предложат экзаменаторы.

Есть блюда и на закуску. Анализ образовательных результатов учеников, индивидуальные достижения учителя прилагаются к вышеперечисленному. Но за них будет даваться мало баллов. Не в пример прежнему. А ведь именно эти критерии реально показывают значимость педагога.

Не создавайте для нас ситуацию неуспеха!
ЕФОМы в регионах страны уже попробовали на вкус, во Владимирской области в том числе. В эксперименте принимают участие более 20 тысяч преподавателей русского языка и литературы, математики и информатики, истории, обществознания, экономики, права. Для них подготовлены вопросы из первого блока, причем предлагаются разные модели – ищут самый удобоваримый вариант.

Педагоги рассказали нам, как исследовали их компетенции.
– Обстановка во время апробации похожа на ту, которую устраивают для школьников на ЕГЭ. Разве что в ход не идет металлоискатель и видеокамеры. Скорее всего, на настоящей аттестации в специальном центре в ход пустят и этот арсенал.
– Предметные задания – материал старшей школы или первого курса института. Для тех учителей, которые ведут уроки с 5 по 9 класс (а таких много), это высший пилотаж. Они, конечно, должны знать. Но свойство человеческой памяти…
– Учитель-практик на интуитивном уровне грамотно может работать, но он не кандидат педагогических наук и не набил руку на чтении лекций или написании диссертаций по методике преподавания. Он встанет в тупик, когда ему предложат описывать методику преподавания научным языком за небольшой промежуток времени.


О предстоящем видеоуроке учителя отзываются весьма негативно. Недостаточно включить смартфон и просто взять в фокус происходящее на уроке.
– Однажды мы снимали урок, чтобы отправить запись на один из региональных конкурсов. Долго готовились. Вживую он прошел замечательно. А посмотрели видеозапись и ужаснулись. Дети без микрофонов – звук теряется. Оператор не профессиональный – картинка то и дело смазана. Монтировать проблемно. Переснимали еще несколько раз.
К аттестации учитель несомненно за свой счет оплатит недешевую работу оператора. Будет тратить уйму своего и ученического времени на спектакль. Зачем все это?

Все опрошенные нами респонденты сходятся во мнении, что новая аттестация будет гораздо сложнее старой и более «показушной» – далекой от учительской практики. Что к ней нельзя подготовиться заранее. Что ситуация неуспеха заставит большой процент учителей и старшего поколения, и новичков отказаться от аттестации. Это разрешено. Но и в школе они вряд ли останутся. Ведь без аттестации им не присвоят категорию, а голый оклад в 12 тысяч рублей за 18 часов в неделю вряд ли кого устроит.


Пряники сейчас, кнут потом
Обещано, что сейчас результаты исследований будут обезличены. Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев сделал акцент на том, что на данном этапе провал «никак не отразится на профессиональной репутации педагогов» – наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.
Что ждет учителей, которые с треском «провалят» ЕФОМы, когда минет 2019 год? Плюсом к «голому» окладу и рухнувшему авторитету – учеба, учеба и еще раз учеба. Курсы повышения квалификации учителей есть давным-давно. Тем не менее министр просвещения Ольга Васильева обещает создание сети центров непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. При них появятся аккредитационные центры.
Неужели еще одна надстройка в сфере образования? Возможно. Не случайно вице-премьер Татьяна Голикова обещает в рамках нацпроекта «Образование» направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. По ее словам, это возможность за будущие годы подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий