12.03.2019, 08:44

Заманить учителей в школы Коврова решили старыми квартирами

Катастрофическая ситуация сложилась в наших школах. В поисках лучшей доли из них бегут учителя. Даже те, кто всегда считал работу с детьми своим призванием. При сравнительно невысокой зарплате слишком велика нагрузка, которая взвалена на их плечи. На недавнем общественном совете по развитию образования обсуждалось, как мы докатились до этого и что теперь делать.

Шокирующие цифры
Притчей во языцех стал вопрос о дефиците кадров в системе образования вообще и в Коврове в частности. Сейчас в школах города трудятся 1467 педагогов. 32,3 процента из них перешагнули пенсионный возраст (!) и только 16,3 процента педагогов младше 35 лет. К началу этого учебного года было открыто 126 вакансий педагогических работников в школах и 48 вакансий в детских садах. Возможно, к середине года педагогов стало еще меньше. Наиболее востребованными в течение ряда лет остаются учителя начальных классов (29 вакансий сейчас), учителя английского языка, математики. Сейчас список расширен: в ковровские школы требуются учителя биологии, географии, истории, обществознания, физики, информатики, физкультуры. В детсадах 39 вакансий воспитателей, свободны 4,5 ставки инструктора по физической культуре.

Недавно управление образования провело мониторинг, в котором приняли участие 100 ковровских учителей. Выяснилось, что их средняя нагрузка в этом учебном году – 34 часа (1,85 ставки) в неделю вместо наиболее приемлемых 18-ти. А один учитель иностранного языка взял на себя 64 часа в неделю!
Не стоит забывать, что уроками как таковыми дело не ограничивается. Подсчитано: 25 часов в неделю педагог тратит на подготовку к урокам, внеклассным занятиям, на оформление классных журналов, написание отчетов и т.д., 13 часов – на классное руководство, 8 часов – на самообразование. Итого: средняя нагрузка учителя – порядка 80 часов в неделю с учетом одного выходного дня. Не меньше и у воспитателя детсада, утверждают в управлении образования.

Бумажная пурга
Как сказал известный педагог и общественный деятель Е. Ямбург, школа превратилась в место, где дети мешают педагогам работать с документами. Учителя же назвали рост никому не нужного документооборота и формальные требования проверяющих бумажной пургой.

«С 2016 года мы поднимали вопрос интенсивности труда педагогов. Министерство просвещения только-только услышало нас – опубликовало законопроект, который позволит оградить учителей от излишней отчетности», – возмущались члены общественного совета по образованию. Согласно ему, перечень документов, в разработке которых участвуют педагоги, будет устанавливаться на федеральном уровне. Дескать, министерство не позволит подвластным структурам нагружать учителей. Но ведь именно из министерства идут пресловутые циркуляры!


Совсем недавно министр просвещения О. Васильева говорила, что учителя обязаны оформлять только 3 документа: рабочую программу, электронный журнал (а там информации – ого-го!) и дневниковую страничку в этом журнале. На местах до сих пор заполняют 2 журнала: электронный и бумажный. А куда деваться, если несовершенная электронная система вдруг слетит? База дешевенькая, ненадежная, на обновление нужны деньги.

А заманить-то нечем...
Ну да, в любом случае камень преткновения обычно один – финансовая сторона вопроса. Специалисты управления образования не устают зазывать в сферу образования молодых специалистов. Напоминают, что на поддержку новых свежих кадров идет единовременное денежное пособие в размере 2-х ставок, в течение двух первых лет работы действует повышающий коэффициент, есть программа льготного ипотечного кредитования, право на внеочередное получение мест в детсадах.

Однако такие перспективы мало кого прельщают. Повышающий коэффициент держится только 2 года. К концу срока далеко не все молодые учителя могут сдать на первую категорию – не хватит опыта и наработок. Единовременные выплаты в нашем муниципалитете, прямо скажем, маловаты. Даже по сравнению с некоторыми другими территориями Владимирской области. Не всегда молодые специалисты платежеспособны, чтобы получить кредит. В наши детсады очередей сейчас практически нет.


А что с целевой контрактной подготовкой? В 2018 году заключено 12 целевых договоров, по ним в вуз поступило лишь 4 человека. Так происходит из года в год, констатируют в управлении образования.

Нет денег – дайте жилье
Государство денег на поддержку педагогов жалеет, причем и на федеральном, и на областном, и на городском уровне. Независимо от того, что на местах постоянно поднимают тему повышения базовых окладов. Предложение о продлении срока выплаты повышающего коэффициента молодым специалистам пока в подвешенном состоянии, переговоры с чиновниками проходят очень сложно.
Что остается? Решить наконец вопрос с жильем для молодых учителей. Еще в 2014 году в ковровской мэрии принято постановление о компенсации найма жилых помещений для них. Но не первый год постановление не работает.

Почему бы не предложить учителям поселиться в муниципальных квартирах на льготных условиях? С таким вопросом начальник управления образования С. Павлюк обратился к верхушке городской администрации в лице замглавы города С. Степановой. «Пусть даже это будет старый жилой фонд. Нет у муниципалитета денег на его ремонт, попросим коммерсантов помочь», – добавил он.


Говорили на общественном совете и о совете директоров предприятий. Дескать, пусть мэр Коврова обратится туда. Может, выделят квартиру-другую из ведомственного фонда. С. Степанова назвала перспективным только предложение по муниципальному жилью. Интересно, когда же эта долгоиграющая перспектива станет реальностью?
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий