Авторизация
 

Репетиторская лихорадка

ЕГЭ... Сколько кроется в этой аббревиатуре. Бессонные ночи за книгами, бесконечная вереница занятий, сотни решенных тестов и написанных сочинений, нервные срывы и запоздалые сожаления о бесцельно прожитых школьных годах. Сверх всего, существует постоянная дилемма наших дней, которую на протяжении учебы решают дети и родители: призывать на помощь волшебников-репетиторов или все же обойтись собственными силами. Как только закончились экзамены и страсти поутихли, мы предложили ковровчанам поразмышлять над последним вопросом.
Репетиторская лихорадка
Светлана Р., учитель высшей категории:
– Я могу здраво рассуждать на эту тему, поскольку являюсь учителем и одновременно занимаюсь репетиторством. Большинству школьников сдать ЕГЭ без репетиторов очень проблемно. Во-первых, учебники составлены так, что, работая по ним, нельзя подготовиться к нынешней форме экзамена: в них нет ни одного задания в формате ЕГЭ. Учителю приходится пользоваться открытым банком данных ФИПИ, а это время, которого всегда не хватает. Во-вторых, школьные программы по любому предмету и методические пособия для учителя тоже оторваны от единого государственного экзамена. На уровне Министерства образования и науки за последние годы итоговую аттестацию школьников уже несколько раз перекроили, а обо всем остальном забыли. Конечно, ответственные и добросовестные учителя стараются по мере сил ввести в уроки элементы подготовки, самостоятельно строят занятия с учетом перспективы. Но когда нагрузка достигает 30 и более часов, учитель становится урокодателем: оттарабанил один урок в рамках программы и бегом на другой.
В любой школе есть дети, которые вполне способны за счет своего интеллектуального потенциала быстро понять принцип построения заданий в ЕГЭ и справиться с ними. Они самодостаточны, репетиторы им не нужны. Но все остальные оказываются обделенными.
Андрей Н., выпускник 2011 года:
– Можно ли сдать ЕГЭ, не пользуясь помощью нанятого учителя? Ну, это смотря на сколько баллов ты хочешь сдать. Если требуется «пятерка» (будем опираться на привычную всем шкалу), а склад ума не позволяет самообразовываться или на это нет достаточного времени, тогда лучше бы пойти к репетитору. На «четверку» хватит уроков и личного усердия. Лентяев в виду не имею. «Тройку», думаю, ученик получит в любом случае. Хотя есть и «двойки»...
Сам я, не скрою, ходил к репетиторам. В конце одиннадцатого класса я определил для себя престижные вузы, в которые подам документы, и, соответственно, предметы, на которые буду делать особенный упор, – математику и информатику. В течение одиннадцатого класса занимался с двумя репетиторами, с каждым по часу или два в неделю. На ЕГЭ набрал 70 баллов по математике и 78 баллов по информатике. Почему не 90 или 100? Наверное, потому что недостаточно сил приложил, не всегда делал задания, которые задавали репетиторы. Помешала та самая пресловутая лень. Репетиторы не виноваты. Но с этими баллами я поступил в Российский государственный гуманитарный университет в Москве, где на одном из факультетов готовят специалистов по защите информации.
Родители школьников, отвечая на вопрос, не пытались охватить картину в общем. Каждому ближе судьба собственного ребенка, и о нем велась речь. Тем не менее стоит познакомить читателей с их выводами. Ведь, как известно, из частностей складывается целое.
Ирина С., мама десятиклассника:
– Не скажу, что сын у меня недалекого ума или сорванец. У каждого, наверное, бывает, что некоторые темы или задания не даются. Если на перемене он просит объяснить что-нибудь, ответы варьируются: или «мне за дополнительные минуты с тобой никто не платит» или «неужели не понял? ты, наверное, шутишь!». И в любом случае сын получает отказ. Дело доходит до того, что ошибки в классных и домашних работах некоторые учителя констатируют без комментариев. В этом году сын пошел к репетитору по английскому языку. После второго занятия вернулся радостный: разобрался с тем, с чем не мог за долгое время. С сентября, скорее всего, будем просить репетиторов подтянуть его по предметам, нужным на выпускных экзаменах, хотя это существенно опустошает кошелек.
Ольга С., мама шестиклассницы:
– Моя дочь ходит только в шестой класс, а мы уже платим репетитору по английскому языку. Знания, которые ей должны были дать в школе, она недополучила. Предметник, ведущий ее подгруппу, в свое время пропустил много занятий: то участвовал в педагогическом конкурсе, то пару раз повышал квалификацию, то много болел. А замены практически не было. Ведь в другой подгруппе дети ушли далеко вперед, а наших посадили с ними рядом. Наши просто хлопали глазами. Провал колоссальный. Сейчас пришел новый учитель и сказал: у детей нет базы. Спрашивается: куда смотрело руководство школы и почему дети и родители должны рассчитываться за чужие грехи?
Ксения Р., мама выпускника:
– Для нас с сыном ЕГЭ – пройденный этап. Теперь он уже учится в университете, на бюджетной основе. Живем мы в сельской местности. В школьные годы ездить в город к репетиторам было неудобно и много времени занимало бы. Просить, чтобы на платной основе помогли учителя сына, тоже как-то неправильно. Но просили. По двум предметам, за сдачу которых больше переживали. Незадолго до экзаменов сын посетил пять платных занятий по одному предмету, не больше. По другому – недели три ходил к репетитору. Если столь недолгий срок считается, то да, он сдавал ЕГЭ с репетиторами. Скорее всего, обошелся бы и без их помощи. Сдал все пять экзаменов на баллы гораздо выше среднего, русский язык даже на девяносто с лишним. Думаю, подготовиться к ЕГЭ самостоятельно можно, если у тебя в голове не опилки.
Елена Н., психолог:
– На мой взгляд, репетиторская лихорадка возникает прежде всего у родителей. И экзаменов они боятся больше, чем дети. Современные школьники постепенно привыкают к ЕГЭ, их не особенно напрягают наблюдатели, пропускной режим и остальные экзаменационные новшества. Если предметы знают, главное для них – приспособиться к форме сдачи. Однако есть и среди взрослых, и среди детей те, которых можно отнести к людям с повышенным уровнем тревожности. Я не одобряю учителей, которые специально «накручивают» своих учеников и заодно пап с мамами, пугают экзаменами, предлагают как можно раньше обратиться к репетиторам. Психологически неуравновешенные люди от такого подхода, может, и станут лучше учиться. Но не факт, что на экзамене покажут хорошие результаты.
Завершить этот калейдоскоп мнений хотелось бы выдержкой из пространного сочинения выпускницы 2015, которое она поместила в интернете: «Я за полгода до экзаменов начала испытывать приливы периодического волнения, но вместо того, чтобы готовиться, я открывала «Гугл» и вбивала «можно ли сдать, ЕГЭ без подготовки», но толком ничего не находила. Ребят! Да, можно.
Но общий итог будет зависеть от кучи случайностей, от варианта, который вам попадется, от настроя эксперта, который будет проверять вашу работу, от случайной информации, хранящейся у вас в голове, и от простого везения. Так что выбирайте сами: выкладываться на уроках по полной, плевать в потолок, надеясь на «авось», или бежать к репетиторам. Лично я последний год плевала в потолок и сдала-таки ЕГЭ хорошо, но сейчас пришла к выводу, что надо было уроками серьезней заниматься».
Беседовала

О. АРТЕМЬЕВА
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
  • Яна
  • 15-07-2015, 13:09
  • : 13:09
    • Нравится
    • 0
С этими репетиторами все как будто с ума сошли! Мой ребёнок совершенно спокойно закончил 11 классов,без нервотрёпки и репетиторов.И нет у нас никаких "сверхспособностей" - нам даже в голову не приходило,что экзамен можно не сдать! И сдал ведь! 87 баллов по русскому языку.Другие предметы тоже нормально-вполне подходяще для дальнейшей учёбы.В школу он ходил вообще раз в пятилетку.Я нормальная мама,просто,помня своё отношение к школе,разрешала ему не ходить в школу,когда он не хотел.И без напряга и нервотрёпок он эту школу закончил! Нервы не треплите себе и ребёнку - и всё они сдадут! Не считайте детей дураками!