14.07.2015, 09:16

Школ и детсадов станет меньше?

Объединение школ, слияние детсадов – этого всерьез опасаются ковровчане. Оно и понятно: родители озабочены, будет ли после очередного витка оптимизации, слухи о которой просачиваются в массы, комфортно их детям? На последнем общественном совете по образованию как раз и обсуждали этот щекотливый вопрос. Начальник управления образования Сергей Павлюк раскрыл карты: рассказал, как видится процесс объединения в нашем городе.
Школ и детсадов станет меньше?
Не нужны директора и замы
Сначала о причинах, побудивших к реформам местного масштаба. Исполняя указы президента, в муниципалитетах стремятся довести среднюю заработную плату педагогов до уровня зарплаты так называемой промышленной, в частности, у нас – около 22-х тысяч рублей. До последнего времени худо-бедно справлялись, не было задачи оптимизировать образовательную сеть. Сейчас вопрос назрел.
Виновато пресловутое подушевое нормативное финансирование. Оно выгодно крупным школам и детсадам. Много детей – хватает денег на ремонт здания, на оборудование классов современной техникой, на оплату труда учителей и воспитателей. Мало детей – зубы на полку.
А о кадрах надо заботиться, особенно о привлечении новых. Как известно, педагоги получают по-разному. Нагрузка велика – и зарплата большая. Начинающие учителя и воспитатели, как правило, вынуждены жить на «минималку». Поэтому и тянет их после вузов трудиться в других сферах. В крупных образовательных учреждениях вчерашним студентам и рядовым педагогам делают солидные стимулирующие надбавки за качественную работу с детьми. А небольшие, чаще всего, лишены такой возможности, поскольку мал надтарифный фонд. Отсюда кадровый голод, делает вывод Сергей Геннадьевич.
Денег не хватает. Где их взять? Федерация не выделит, область не поможет. В общем, в будущей оптимизации школ и детсадов все просто, как дважды два: чтобы найти дополнительные средства, надо по сусекам города поскрести. А конкретнее – по сусекам образовательных учреждений.
И вот что было придумано. Из двух школ сделать одну, из двух садиков тоже. Для этого надо сократить ставки директоров и заместителей образовательных учреждений. Лишится работы руководство небольших школ и детских садов, поскольку юридически маленькие учреждения присоединят к большим. Таким образом, на два здания оставят по одному директору-заведующему, заместителей станет существенно меньше: в каждой школе в должности замов работает до 4-х человек. Формально школ и детсадов станет меньше, практически же все они сохранятся в прежнем виде, обещают в мэрии.
Официально такой ход называется присоединением. Как заметил Сергей Павлюк, от него не пострадают ни рядовые работники, ни тем более дети. А председатель общественного совета Валентина Мурзикова добавила: «На отдельных крупных территориях подобное объединение уже завешено, причем и в обычных школах, и в элитных. Его цели бывали разными. Да, это болезненно. Мы, провинция, желаем или не желаем, сейчас подошли к такому этапу».
Однако с наскока присоединение не произойдет. Проект уже создан, сейчас проходит правовую оценку в прокуратуре. Если даст добро прокуратура, далее потребуется экспертная оценка комиссии, которая просчитает все выгоды и последствия. В комиссию войдут представители различных органов управления и общественных организаций. Оценка должна пройти открыто и гласно, на основании учета всех мнений. И лишь потом в мэрии издадут приказ. Если получат согласие комиссии.
Лиха беда начало
Мы же решили не откладывать дело в долгий ящик, а сейчас провести опрос специалистов, которые знают образовательную кухню изнутри. Картину получили весьма неоднозначную.
Любая оптимизация обусловлена экономическими причинами, в управлении образования этого не скрывают. Действительно, экономия небольшая будет. На первом этапе, когда зарплаты сокращенных вольются в общую копилку. Но на другой год произойдет следующее: нет ставок директоров и замов – не отпустят денег на них. Источник экономии иссяк.
Да, вместо двух школ станет одна крупная, подушевое финансирование увеличится. Больше денег – больше возможностей. Но ведь вырастет и количество педагогов, которым надо платить зарплату, и хозяйственные расходы. Прикидывая траты, некоторые наши собеседники говорили: не будет экономии от присоединения, некоторые утверждали: будет. Пусть правильный вывод сделает комиссия.
Однако кроме экономической составляющей в образовательном учреждении существуют другие: образовательная, воспитательная. Они все-таки важнее. Должны быть важнее. На примере школы представим, к чему может привести сокращение руководства. В новом, укрупненном, образовательном учреждении детей станет гораздо больше. Соответственно, один зам по воспитательной работе охватить весь объем работы с ними не сможет, качество работы будет хромать. Контролировать всех классных руководителей он тоже не успеет. Замы по учебной и методической части не смогут опекать всех педагогов: помогать в повышении квалификации, посещать уроки. Директор станет метаться между двумя зданиями, вместе с замом по хозчасти обеспечивая нужды школ и детсадов. И всем руководителям и замам без исключения прибавится бумажной работы. Они просто зароются в ворохах отчетов, мониторингов, забыв об остальном. Например, о разного рода инновациях, которые так популярны ныне. О каком качестве образования детей, индивидуализации обучения тогда может идти речь? Придется доплачивать рядовым педагогам за помощь в определенных сферах. А им, предметникам, еще уроки вести. Как сказал нам один из собеседников, не школа-второй дом появится при слиянии, а фабрика, где поточно штампуют учеников. Только очень грамотно выстроенная кадровая политика, ответственность и титаническая работоспособность каждого педагога поможет учреждению не превратиться в такую фабрику.
Как показывает практика, любая оптимизация в образовании тянет за собой шлейф изменений, и не всегда удачных. Сначала закрывались малокомплектные сельские школы, кое-где это себя оправдало, кое-где нет. Потом некоторые детские сады сделали филиалами других. Основные школы присоединяли к средним. Из-за демографического провала закрыли отдельные образовательные учреждения, как, например, 3-ю школу в нашем городе. Теперь в ней размещается управление образования.
Еще в 2012 году в Мосгордуме проходил «круглый стол» «Детские сады и школы: зачем ставят эксперименты на наших детях?». Участники мероприятия четко обозначили главные болевые точки: разрушение бесплатной, общедоступной системы образования и коммерциализация школы; оптимизация с закрытием «ненужных» учебных заведений; тотальная бюрократизация, захлестнувшая школу валом отчетности. И как следствие – падение качества отечественного образования с 3-го места в мире на 55-е.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий