26.02.2016, 08:14

Поборемся с безграмотностью?

Многие десятилетия Россия завоевывала имидж «самой читающей» и «самой образованной» страны в мире. Ни для кого не секрет, что этой репутации она уже лишена. «Тотальный диктант» в 2014 году из 32 тысяч участников написали без ошибок всего лишь 1,25%, в 2015 году – около 2%. А среди самых частых орфографических ошибок в русскоязычных запросах к Яндексу отмечены: однокласники, агенство, Росия и руский (!).
Поборемся с безграмотностью?
Русский язык на грани нервного срыва
Вирус безграмотности поражает наше народонаселение со страшной силой.
Статистики информируют: сегодня в России по самым скромным подсчетам вовсе неграмотны более 2 миллионов подростков. А ведь есть еще масса малограмотных. Причем как детей, так и взрослых. Стыдно признаться, но мы начинаем привыкать к вопиющим словесным ляпам телеведущих, к вывескам с такими ошибками, которые трудно не заметить и «троечнику», к «запискам сумасшедших» в соцсетях, где нет ни стиля, ни слога, ни элементарных пунктуационных и орфографических знаний.
Где больше всего и чаще всего пишут современные люди? В Интернете. Самый шокирующий факт в том, что нынче у интернет-пользователей пошла мода на намеренное искажение письменной речи. Для скорости, или ради прикола, или «потому что так все пишут». Появились устойчивые «че-нить» вместо «что-нибудь», «ваще» вместо «вообще», «превед» вместо «привет» и тому подобное. Лингвисты и все те, кто неравнодушен к Слову, хватаются за головы. Отдельные ученые-языковеды даже стали высказывать опасение, что существование Интернета грозит гибелью русскому литературному языку, что его влияние на русский язык вредно и непоправимо.
Кого призвать к суду?
Всерьез задумались над этой проблемой и в ковровских школах. Старшеклассники с помощью педагогов провели собственное исследование. Опрос выявил, что абсолютное число школьников (86% от опрошенных) считают орфографическую грамотность обязательной для всех. Однако соблюдают правила орфографии при общении в социальных сетях и при SMS-переписке лишь 60%. Причины пренебрежения правилами указывались выше. Среди основных причин снижения грамотности на первое место школьники поставили «социальные сети», на второе – «нежелание учиться» и «сложную программу по русскому языку», а третье место занимают ответы: «мало читаем» или «не читаем книг вообще». Прямым подтверждением последнего факта является неутешительная динамика числа посещений одной из библиотек: с 2013 по 2015 годы у нее стало на 25% меньше читателей.
Опрошенные учителя подметили нехорошую тенденцию к всеобщей безграмотности не только в соцсетях, но и, оглянувшись вокруг, в социуме в целом. Замечают они в Коврове написанные с ошибками рекламные баннеры и вывески, объявления (на остановках, в кафе и даже в мировом суде), бегущие строки (на телевидении), тексты газетных статей и особенно статей на интернет-порталах. Вот несколько примеров-ляпов: на ценниках в магазинах – торта камешковской фирмы «Сластена», а также куринные окорочка и свинные ножки, на вывеске торговой секции Первомайского рынка — семяна. Ну и так далее.
Радикальные меры и не очень
А стоит ли быть грамотным? Самым точным и эмоциональным стал ответ одного из ковровских учителей: «Со школьной скамьи запомнила высказывание о том, что культурный человек – тот, кто даже на необитаемом острове пользуется ножом и вилкой. Орфографические правила – это и есть те самые «приборы», которые отличают культурного человека от остальных». Трудно с этим не согласиться.
Рассуждая о возможных способах, которые можно было бы предпринять для решения проблемы, большинство молодежи, увы, не смогло предложить ничего конкретного. Среди самых распространенных были расплывчатые ответы типа «учить предмет» или «читать больше книг». Так и напрашивается вопрос: а что же вам мешает учиться русскому языку и читать?
Педагоги же предлагают рассмотреть эту проблему на государственном уровне и целенаправленно бороться с любыми проявлениями безграмотности. Тут они непреклонны и настроены решительно: усилить контроль за СМИ, рекламными слоганами, вывесками и объявлениями, возможно, даже штрафовать. Или – устраивать экзамен по русскому языку при приеме на работу, постоянно, а не только в год Литературы, уделять внимание языку в целом и слову в нем.
Парадокс, но некоторые писатели и лингвисты считают, что не стоит плакать о невозвратной гибели родного языка или реанимировать его незыблемость всеми доступными способами. Случилась гигантская перестройка языка под влиянием сложнейших социальных, технологических и даже природных изменений. К сожалению, он уже никогда не будет таким, как прежде. И так ли важно, что «пол-яблока» пишется через дефис, а «полмандарина» слитно? Напишем в обоих случаях одинаково и успокоимся.
Вот здесь и возникает опасение: вдруг русский литературный язык, превратившись в «новое нечто», потеряет лицо. А мы, потеряв это лицо, потеряем нечто большее.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий
"Че-нить", конечно, перебор, но упростить отчасти правила русского языка не мешало бы.