09.08.2016, 08:45

Тонет галера народного образования

«Свершилось: моя дочь получила диплом ВлГУ! Но, какой кошмар: в нем не написано, какая у нее специальность и чему конкретно она училась! Как воспримут сей странный документ потенциальные работодатели?».
Такова была реакция родителей, когда студентам Владимирского государственного университета, первым, кто заканчивал его по Болонской системе в качестве бакалавров, выдали заветные «корочки». И действительно, диплом выпускников педагогического института (что в составе ВлГУ) «украшает» запись «Педагогическое образование по двум профилям», и только во вкладыше с оценками мелким шрифтом указаны те самые заветные профили.

Тонет галера народного образования
Не меньше пятнадцати лет в нашем государстве полным ходом идут реформы образования. В эту мясорубку с раннего возраста были погружены с головой наши дети – сегодняшние выпускники вузов. Доставалось им по полной программе: эксперимент следовал за экспериментом. И вот к чему в результате они, «усовершенствованные», пришли. К невнятной записи в документе. А было ли все эти годы внятным (толковым, вразумительным, удобоваримым) наше народное образование? Нет, считают педагоги на местах.
С горшка – к интернет-проекту
Воспитатели ковровских детсадов привели в пример некоторые перегибы в их работе, насажденные реформаторами. Ребенок – личность. С детского садика требуется выявлять его таланты-склонности и активно развивать их. Но выстроив «индивидуальную образовательную траекторию», реализовать ее воспитатель физически не в состоянии. В группах по двадцать человек и больше, даже носы не успеешь всем вовремя подтереть. В итоге лишняя бумажная работа, которая только отвлекает воспитателя от детей.
В садиках теперь проводят не занятия, а «образовательную деятельность» (!), где никто никого не смеет ограничивать в желаниях. Захотел один малыш скакать, а другой в мяч играть во время «деятельности», пусть себе развлекаются. Придут в школу – там их будут перекраивать да еще и учить элементарным навыкам. К примеру, как ножницами вырезать. А где хваленая взаимосвязь между садиком и школой?
Роль семьи в детском садике теперь всячески подчеркивается, мам и пап постоянно привлекают к той самой «деятельности»: помочь ребенку создать тематический проект, кормушку для птиц построить, на мероприятие с работы отпроситься. Чуть ли не каждый день для родителей есть домашнее задание. Отсюда нервное напряжение со стороны детей, родители которых не в состоянии объять необъятное. Совсем забыто, что детсад был создан, чтобы разгрузить родителей и помочь им в развитии детей.
Школьные годы замученные
В школьном образовании минусов столько, что не знаешь, с какого начать. Проще не исправлять, а сломать и построить заново. Мы уже однажды сломали советскую систему, которая при всем ее авторитаризме и академичности давала реальные знания, воспитывала, учила жизни. И что получили? Вопрос не только в ЕГЭ или ОГЭ, а в навязанных способах достижения цели. Современные учебники просто безобразны, утверждают учителя. Учебник должен быть своего рода самоучителем, а ни один из них не помогает школьнику. Напротив. Так, учебники по гуманитарным предметам перенасыщены научными терминами, объем информации огромен. Ребенок открыл – в первые полчаса не понял – закрыл. Мало того, ни один учебник не готовит к пресловутому ЕГЭ: там просто нет подобных заданий.
Школьная программа непомерно усложнилась. Не случайно в стране такие провалы на экзаменах по математике. Если честно, то энное количество учителей математики сами сразу не могут решить часть «с» профильного уровня. Когда-то такие задания были в их институтской программе (!).
Сам ЕГЭ не отражает уровень знаний. Специалисты отмечают: можно научить ребенка сдать ЕГЭ на хороший балл (что и делают учителя, а особенно репетиторы), но это не значит, что он хорошо знает предмет, умеет мыслить по теме и грамотно высказывать свои мысли. Положительных итогов от такого образования нет. И, судя по печальному опыту других стран, их не будет. По статистике, около трети поступивших в вуз россиян, не могут осилить его.
Из последних новостей. В следующем году в ЕГЭ по химии, физике и биологии не будет заданий с выбором ответа. И, возможно, появится устная часть в ЕГЭ по русскому языку. Минобрнауки планирует также ввести устную часть ЕГЭ по истории, литературе и обществознанию. Это всего лишь слабые попытки возврата к старому.
На кривой козе в рай
Между школой и вузом как была глубокая пропасть, так и осталась. Пришел бывший школьник в университет (возьмем в пример тот самый ВлГУ). И что он видит после всех вывертов школьного образования, когда интернет-презентации в порядке вещей, видеоролики к уроку, новационные формы работы, придуманные учителями? На пары носит свой планшет, потому что другого в аудиториях нет. Учебники и методички 80-90-х годов XX века, редко – начала двухтысячных. Старые методы, практиковавшиеся преподавателями при социализме (кстати, очень действенные), вперемешку с чуждой им рейтинговой системой оценивания. В результате пальму первенства держат отнюдь не обладатели глубоких знаний.
Во многих странах обучение на бакалавриате занимает 3-4 года. В педагогическом институте (что в составе ВлГУ) – 5 лет, как раньше, когда выпускник имел полноценное высшее образование при любом количестве профилей. Складывается ощущение, что программу в угоду Болонской системе не меняли. А слухи ходят, что в первый год магистратуры студенты большей частью будут изучать тот материал, который уже прошли на 5 курсе бакалавриата...
Скоро грянет буря
Ковровские педагоги, наши собеседники, констатировали свои печальные выводы инкогнито. Открыто осуждать установки министерства образования они не решаются. Однако реформаторство постепенно доводит общественность до точки кипения. И вот уже страницы СМИ пестрят публикациями, где люди открыто высказываются против оболванивающей и противоречивой, нестабильной и нерациональной образовательной системы.
«У нас стали реформировать развивающую деятельность, при этом вывели ее за рамки школы... И это стало причиной огромной диспропорции между обучением и развитием школьников, воспитанием и развитием, чего ни в коем случае нельзя было допускать. Таким образом цепочка «обучение, воспитание, развитие» за период проведения реформы окончательно разорвалась... И школа вообще перестала заниматься воспитанием. У нее осталась только функция обучения». («Правда.ру», интервью с президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических наук, профессором, академиком международной академии педагогических наук С. Комковым.)
«После сдачи в этом году профильного ЕГЭ по математике школьники написали петицию В. Путину, собрав 60 тысяч подписей. Ребята пожаловались на то, что экзамен был крайне сложным, вовсе не по школьной программе. Дяди-разработчики заданий их осадили: мол, письмо писали двоечники. Кто в школе хорошо математику учил, тот получит достойные оценки. Однако детей поддержали преподаватели...» («Аргументы и факты».)
«Мы видим, что государство в лице Минобрнауки постепенно слагает с себя ответственность за образование и отказывается от контроля за уровнем образования, оставляя за собой гарантии только базового ничтожно низкого образовательного уровня. Такая политика разрушительна для страны! Уничтожая школу, мы оставляем государство без научных кадров, инженеров, врачей и т.д. Возможно, это и нужно тем, кто затеял реформы».(«Гражданская инициатива», выдержки из Открытого письма общественного уполномоченного по защите семьи О. Баранец в поддержку законодательной инициативы карельских депутатов об отделении ЕГЭ от школы.)
Что там говорили в советских учебниках по истории о революционном принципе, выведенном Владимиром Лениным? Революция – это когда верхи не могут жить как прежде, а низы не хотят. Несостоятельность верхов в создании образовательной системы налицо. Протест низов очевиден. Может, пора переходить к кардинальным переменам?
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий