27.09.2016, 11:49

Учёные со школьными портфелями

Сферу высшего образования «накрыла» очередная демографическая яма. Дефицит абитуриентов подтвердила на последней встрече с журналистами и и.о. ректора Ковровской академии Елена Лаврищева. Мы узнали, чем чреват недобор и какие перспективы у вуза. Об этом и не только – в нашем интервью.
Учёные со школьными портфелями





























Всего в этом году в КГТА вместе с магистратурой на бюджет зачислены 169 человек. Это 65% от контрольных цифр приёма. Но, как заверяют в вузе, ситуация не критичная. Число поступивших приблизительно на уровне прошлого года. К тому же радует картина в колледже: там план выполнили на 100%. И такая тенденция наблюдается второй год.
– Елена Евгеньевна, сегодня учреждения образования находятся на так называемом подушевом финансировании. Если в КГТА не пришло нужное количество первокурсников, это скажется на бюджете учреждения?
– Безусловно. Если говорить о цифрах, это минус порядка 15%. В том же режиме мы работали в прошлом учебном году. Но при сокращении бюджетного финансирования нам удалось привлечь достаточное количество внебюджетных средств, полученных от реализации образовательных программ СПО и высшего образования на платной основе и программ дополнительного профессионального образования. Поэтому по оценке Минобрнауки РФ вуз является финансово устойчивым.
Так, в рамках мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда мы участвовали в программе опережающего обучения специалистов, находящихся под риском сокращения. За счёт областных средств в КГТА прошли обучение около 500 работников предприятий Владимира, Радужного, Вязников, Мурома.
Но доходы должны быть сопоставимы с расходами, от оптимизации не уйти. Дорожная карта, утверждённая Министерством образования и науки России, заставляет нас пересматривать соотношение численности профессорско-преподавательского состава и прочего персонала. Согласно рекомендованным показателям на 1 преподавателя должно приходиться 0,6 административных и вспомогательных работников. В 2015 году это соотношение в КГТА составляло практически 1 к 3. Требования времени, жизни, бюджета подтолкнули нас к управленческим решениям.
Первое, что было сделано, – укрупнение факультетов, сейчас их осталось три. Второе – передача ряда функций на аутсорсинг. Этим летом мы вывели из штата учреждения уборщиц. 80% из них трудоустроены в московскую клининговую компанию, которая на конкурсной основе получила заказ на выполнение этих услуг. Сегодня это очень распространённая форма. Многие предприятия идут по этому пути. Возможно, следующим шагом станет реорганизация сторожевой охраны и привлечение частной охранной организации. Экономия от подобных мер ощутимая: уходят отдельные затраты (медосмотр сотрудников, расходные материалы и т.д.), кроме того, у крупных специализированных организаций услуга стоит дешевле.
– А как обстоят дела с магистратурой? Прошло уже более 5 лет с момента внедрения системы двухуровнего высшего образования в нашей стране. Она себя оправдала? Ведь когда российская высшая школа по европейскому примеру разделилась на бакалавриат и магистратуру, мнения высказывались противоречивые.
– В этом году конкурс в магистратуру КГТА составил 2 человека на место. У нас две магистерские программы – по техническому направлению и менеджменту. Мы сделали их более привлекательными и для студентов, и для кафедр, создав в каждой по 4 профиля, ориентированные на ковровские предприятия: КБА, ЗиД, КЭМЗ. Содержание разрабатывалось вместе с их специалистами.
Большой спрос свидетельствует о том, что выпускники не хотят останавливаться на дипломе бакалавра. И интерес будет только расти. Дело в том, что поэтапно по разным профессиям утверждаются профстандарты и на ряд руководящих должностей на предприятиях обязательно требуют от кандидата уровень образования не ниже специалиста или магистратуры. Хотя официально бакалавриат признан высшим образованием.
В большей степени он, конечно, подходит гуманитарным направлениям. Если говорить об отзывах наших заведующих техническими кафедрами, профессоров, преподавателей, то они считают, что 4 года не хватает, чтобы подготовить инженера. В этом случае 5 лет – оптимальный срок. Именно поэтому стали востребованы в вузе курсы повышения квалификации. Студенты готовы платить, чтобы добрать те знания, которых им не хватило в 4-летней программе.
– Но о возврате к былому речи не идёт. Как же быть в этой ситуации, если мест в магистратуре уже сейчас не хватает и ожидается ещё больший ажиотаж?
– Видим выход во взаимодействии с ведущими вузами страны. Таким образом уже работаем с МГТУ «Станкин». Одна группа магистрантов – наших выпускников-бакалавров – уже обучается там. Они поступили в магистратуру «Станкина», но работают на наших предприятиях.
Согласно сетевому договору с МГТУ мы распределяем учебную нагрузку между вузами. Большую часть дисциплин будущие магистры проходят на базе академии в Коврове. В то же время они имеют возможность послушать столичных учёных, поучаствовать в экспериментальных занятиях. Переговоры о таком же сотрудничестве ведём с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.
Но этим отношения с другими вузами не ограничиваются. Второе важное направление – научная деятельность: проведение совместных научных исследований, стажировки наших студентов. Так в прошлом году на базе Инжинирингового центра использования лазерных технологий в машиностроении ВлГУ проходили стажировку наши студенты, обучающиеся по направлению «Лазерная физика и лазерные технологии».
– В прошлом году в академии появился свой интересный проект – Центр инновационного развития для школьников. Он вызвал живой интерес у учащихся. Когда продолжится его работа и планируется ли его развитие?
– Проект успешный, родители старшеклассников уже интересуются, когда начнутся курсы и как на них можно попасть. Новый сезон стартует осенью, уже готовим расписание. В прошлом году охват Центра инновационного развития школьников составил более 200 человек. У нас сложились тесные связи со всеми школами, управлением образования.
Кроме уже существующих девяти профильных курсов, в рамках проекта будут создаваться инженерные классы. Такой уже сформирован в школе №23. С 1 сентября один день в неделю ребята занимаются в академии. Проект инженерного класса реализуется в рамках трёхстороннего договора, спонсором выступает КЭМЗ. Ведутся переговоры о создании подобного в школе №11, партнёром выступит завод им. В.А. Дегтярёва.
Также мы хотим расширить участие школьников в наших научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, конкурсах. Пока целевая аудитория Центра – это 9-10 классы, но интерес, например, к робототехнике ребята проявляют со 2 класса. Думаем организовать ещё и кружки для школьников, но уже на платной основе. Центр будет развиваться...
Напомним, финансовая поддержка Центра инновационного развития школьников осуществляется за счет программы «Новые кадры для ОПК», участником которой в рамках конкурса Минобрнауки РФ является академия. КГТА признана победителем конкурса в 2015 и 2016 годах. Поэтому занятия для старшеклассников абсолютно бесплатные.
Беседовала
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий