11.10.2016, 09:56

А чукча в чуме ждет рассвета

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят с советских времен песенку о чукче в чуме и рассвете, которого зимой в тундре не бывает. Так что при ответе на вопрос о жилище чукчей многие этот текст и припомнят. Припомнят... и сделают ошибку, поскольку чукотская национальная «изба» – это яранга, а в чумах живут ненцы. Спасибо тебе, автор песни. Всю страну поставил в тупик.
А чукча в чуме ждет рассвета
Впрочем, подобные вольности песенного жанра не раз вводили нас в заблуждение. Взять хотя бы известный хит «Любэ» со словами «Екатерина, ты была не права». Напрасно автор критикует императрицу – не продавала Екатерина Аляску...
Вспомнили мы эти несостыковки по одной причине. 4 октября в гимназии №1 проводилась Всероссийская акция «Большой этнографический диктант». Под лозунгом «Народов много – страна одна» это мероприятие проходило во всех 85 субъектах нашей необъятной. Организаторами являются Федеральное агентство по делам национальностей, министерство национальной политики Удмуртской республики, автономная некоммерческая организация «Ассамблея народов Удмуртии». Это своего рода мониторинг знаний наших граждан в области этнографии, всего того, что связано с жизнью более 190 народов России, говорящих на 277 языках и диалектах.
В общем, пласт неподъемный. К диктанту привлекались граждане не моложе 15 лет. По результатам работ можно узнать, насколько школьники хорошо разбираются в житие-бытие народов СССР и постсоветского пространства, и не стоит ли в школьную программу внести корректировки для исправления ситуации.
Писать диктант могли не только старшеклассники, но и все те, кто окончил школу еще при царе Горохе. С учетом того, что в Коврове информацию о проведении диктанта особо не разглашали, из взрослого населения им заинтересовалась разве что парочка-троечка журналистов. Зато школы были представлены практически все, испытать себя решили более 100 учеников.
Теперь о том, что из себя представляет этот диктант. Здесь определяющим словом является «этнографический», а диктовать – так никто ничего не диктует. Задание представляет из себя тест из 30 вопросов. За правильные ответы начисляются баллы (максимум 100). Каждый вопрос оценивается по-разному, от 1 до 11 баллов. На один вопрос может быть несколько правильных ответов. На выполнение дается один урок.
А чукча в чуме ждет рассвета



























Приступая к тесту, желательно знать, какими словами начинается Конституция Российской Федерации, помнить столицы республик России, разбираться в тюркских народах и финно-угорских языках, отличать Расула Гамзатова от Чингиза Айтматова. Есть в тесте вопросы о народных промыслах, национальной кухне, жилище, одежде, вероисповедании.
На побережье какого моря живут поморы? Народы какого региона мира изучал Миклухо-Маклай? Согласитесь, что это не самые сложные вопросы. А вот вопросы из разряда «на миллион». В каком из языков России более 40 падежей? Какие народы празднуют национальные праздники Ысыах и Сагаалган? Кого тувинцы называют Соок-Ирей, а карелы – Паккайне? Здесь надо быть либо эрудитом, либо использовать метод научного тыка. Хотя чуть-чуть внимательности все же не помешает – в одном вопросе присутствуют подсказки, которые можно использовать в другом.
Во что же вылились старания молодого поколения? Средний балл получился 45. Максимальный балл – 96, минимальный – 15. Максимальный балл показала ученица СОШ №24 Дарья Григораж. Также высокие баллы были у учеников гимназии №1 Анны Фильчаковой (93 балла) и Александра Кожедуба (91 балл). Максимум, конечно, хорош, а вот среднему баллу есть к чему стремиться. Однако ковровские 45 баллов – это самый большой средний балл в области. Диктант писали также во Владимире, Муроме, Гусь-Хрустальном. Всего в акции приняли участие 222 человека. Средний балл по области получился 42,08.
Все желающие попробовать свои силы в написании этнографического диктанта могут это сделать на сайте www.miretno.ru. Данная акция проводилась впервые, и планируется, что она станет традиционной. Так что у взрослого населения будет шанс в ней поучаствовать. Можно с полной ответственностью заявить, что выпускник советской школы, не воспылавший в свое время страстью к географии, способен написать этнографический диктант на 65-70 баллов.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий