25.10.2016, 10:51

С чем в школе едят «инклюзию»?

С начала этого учебного года вступил в действие новый стандарт инклюзивного образования. Это значит, что в обычных классах общеобразовательных школ теперь с полным правом могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
С чем в школе едят «инклюзию»?
По информации из управления образования, в Коврове 499 таких детей посещают коррекционные классы 24-й, 15-й и 2-й школ, 17 детей обучаются дистанционно (через интернет), часть детей проходит индивидуальное обучение на дому и 41 ребенок в сентябре сел за парты в обычных классах городских школ.
В отечественном образовании уже сложилась традиция по обучению особенных детей. Так, ковровская школа №24 (ранее – 7-я) в 1999 году открыла городскую экспериментальную площадку по теме «Образование и здоровье». Отклонения в здоровье у ее учеников были самые разные: нарушение речи, слуха, зрения, в том числе самое распространенное – задержка психического развития. Детей собирали в классы в зависимости от заболевания.
И сейчас школа выдерживает такую линию, в ней есть классы четвертого вида (с нарушением зрения), пятого вида (с нарушением речи) и седьмого вида (с задержкой психического развития). Помимо этого, сюда принимают детей с другими заболеваниями. Так, в ней учится мальчик со стопроцентной слепотой, к нему педагоги приходят на дом. Родители не выбрали для него владимирскую специализированную школу, потому что не хотят отпускать ребенка из семьи. Регулярно привозили в 24-ю школу на общешкольные мероприятия девочку-колясочницу, которая изо всех сил стремилась быть как обычные школьники, даже экзамены сдавала в общем потоке. На сегодняшний день в школе 41 класс, из которых 17 классов компенсирующего обучения. Обучается 33 инвалида, из них 18 – в коррекционных классах, остальные – в обычных. В условиях, когда вся страна перестраивается на новый стандарт, педагоги 24-й школы с уверенностью могут использовать накопленный опыт.
Тем не менее в этом году в 24-й школе был набор малышей лишь в класс IV вида. Таково муниципальное задание. Детям с нарушением речи и задержкой психического развития позволено закончить курс обучения, но специализированные классы для новичков с такими заболеваниями не открыты. Видимо, это связано с повсеместным внедрением инклюзивного образования. Так, дети с нарушением речи отныне будут учиться в обычных классах школ, где есть логопеды. Эффективно ли это? В идеале таким детям нужно в неделю от 5 до 7 часов занятий с логопедами. Ни одна обычная школа столько дополнительных часов специалисту не даст.
Как уже говорилось выше, классы, где обучаются дети с задержкой психического развития, пока разбросаны по нескольким школам Коврова. Потом такие дети тоже сядут за парты рядом с обычными школьниками. Комфортно ли будет и тем, и другим? Не пострадает ли учебный процесс? Хватит ли сил и знаний педагогам, зачастую варящимся в собственном соку, чтобы полноценно обучить и тех, и других? И вообще, сможет ли обычный учитель, прошедший 72-часовой курс подготовки, заменить специалиста, изучавшего олигофренопедагогику в течение пяти лет? Такими вопросами задавалась общественность несколько лет назад, когда мысль об инклюзивном образовании висела в воздухе. Вопросы остались и поныне, независимо от того, что уже введены федеральные образовательные стандарты по адаптированной программе. Школе в свою очередь предстоит адаптировать свою программу для особенного ребенка в соответствии с его потребностями. Кстати, в каждом обычном классе должно быть не более двух особенных учеников. И специалисты считают, что самый лучший вариант – введение ставки учителя-помощника. Чего вряд ли стоит ожидать.
А теперь о финансовой стороне реформы. Бытует мнение, что инклюзивное образование введено не столько в интересах детей-инвалидов, которые должны быть максимально адаптированы к среде, сколько в целях сокращения финансовых затрат на их обучение. Не зря обнародованы следующие цифры. Годовые (2016 год) финансовые затраты из бюджета Владимирской области на одного ученика-надомника 5-9 классов составляют 161548 рублей, на ученика из классов компенсирующего обучения – 60618 рублей, на ученика из общеобразовательных классов – всего 24059 рублей. Почувствуйте разницу.
Но всем известно, что здоровых детей больше не становится. А детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам всегда были и будут нужны особые условия. Например, тем, у кого пострадала опорно-двигательная система. 24-я школа оборудована пандусами, расширенными дверными проемами, спецподъемником на этажи, санитарными комнатами и т.д.,15-я тоже, поскольку вступила в программу «Доступная среда».
В других школах Коврова всего этого нет. Нет и специализированного компьютерного оборудования (моноблоков, «мышек», клавиатур) для детей с нарушением зрения. К слову, дорогостоящего. Если в школу придет хотя бы один ребенок-инвалид с подобными заболеваниями, все это встанет ей в копеечку. А каковы будут суммы, выделенные школам на условиях областного и муниципального софинансирования, предугадать несложно. Бюджеты, всем известно, тощие. Надежда есть на то, что не все школы будут задействованы в «инклюзии», а лишь определенный процент. Однако запретить родителям отдать ребенка в школу по территориальному признаку никто не вправе. И каково ему будет учиться без спецудобств?
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий