28.02.2017, 10:41

Учитель. Снова перезагрузка

На федеральном уровне судят и рядят, каким должен быть учитель в современной российской школе. Идеал педагога (официально – профессиональный стандарт) в Министерстве образования усиленно ищут на протяжении нескольких лет и грозят к 2019 году выдать на-гора требования к усовершенствованному образцу.
Учитель. Снова перезагрузка
С точки зрения чиновников от образования, основная причина реформации – дети нового поколения требуют к себе новых подходов: и одаренные, и с отклонениями в умственном и физическом развитии, пришедшие в обычные классы обычных школ, а также дети мигрантов – носители другого языка, дети с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью и т.д. Современный учитель просто обязан уделить каждому внимание на должном уровне, иметь личностные качества на «пять», а в целом дать ученикам крепкие знания, которые бы они демонстрировали на многочисленных контрольных, экзаменах, предметных олимпиадах.
В зависимости от заслуг (читай – от соответствия профстандарту) учителей обещают поделить на три группы. По новой иерархии в большинстве своем это будут просто учителя, в меньшинстве – старшие учителя, и представители самой малой группы станут ведущими учителями. Зар-плата каждому соответствующая, «чтобы честь была по труду».
А вот с системой оценивания каждого педагога у образовательной верхушки пока загвоздка. Поговаривают о том, что «сами профессионалы должны заниматься оценкой коллег через свое сообщество». Поэтому недавно была зарегистрирована ассоциация «Педагог XXI века», чья задача собрать людей, которые будут осуществлять мониторинг и оценку, пока нет государственной аттестации...
Позиция высших кругов Рособразования более-менее понятна. А что думают о так называемом профстандарте в низах, там, где на практике идет образовательный процесс? Мы решили провести опрос общественного мнения.
Учитель начальных классов Ирина Сергеевна: «Сегодня у меня 22 второклассника. И пусть их не так много, но трудновато приходится и детям, и мне. Среди них один ребенок нерусской национальности, который не успевает по нескольким предметам. Один ребенок с недостаточным развитием, он до сих пор вместо букв и цифр рисует квадратики. Один требует неусыпного внимания. Двое гипервозбудимых, их я постоянно успокаиваю, вводя элементы игры. Пятеро ребяток – одаренные, умницы, и мне их безумно жалко, потому что, как ни старайся, в общей массе по максимуму им знания не дашь. А ведь мы, учителя начальных классов, закладываем основы. Мы не против большой нагрузки, но нельзя с таких разных детей спрашивать успеваемость по одной шкале. Любой из нас скажет, что здесь нужны отдельные программы обучения и разноуровневая система оценивания. Вспомните классы ККО. Но такого и в помине нет. Как вы думаете, будут ли учителя-рабочие лошадки соответствовать профстандарту в таких условиях? По итогам прошлогодней Всероссийской контрольной по математике в школах есть неуспевающие. Итоги в открытом доступе, в школах и в управлении образования уже повесили ярлыки на учителей, сделали выводы вслух».
Учитель русского языка и литературы Наталья Михайловна, педагог высшей категории. «Проведенные для российских учителей двухлетние исследования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ показали, что около 10% преподавателей находятся на «весьма низком уровне предметной подготовки по русскому языку, математике, истории». Почему? Ковровские педагоги тоже стали участниками «экзамена». Давали нам тесты олимпиадного характера, где узкие специфические вопросы, требовалось еще проверить сочинение и разработать фрагмент урока на заданную тему. И на все про все отведено полтора часа. Честно скажу, за такой временной промежуток мне было тяжело справиться. Слышала, математики из школ Ковровского района в свою очередь пеняют на то, что все задания были из раздела «старшая школа». В районе же половина школ – девятилетки.
Типичные затруднения должны ликвидировать курсы повышения квалификации. Приведу один штришок из практики. Знакомый учитель математики был на курсах пять лет назад и в этом учебном году поехал. Попал к одному и тому же лектору, который ни слова не изменил в своем повествовании! К новым условиям людей нужно профессионально готовить, а уж потом примерять к ним какие-то критерии».
Директор школы Сергей Дмитриевич. «Стандарт уже давно есть – это учительские категории. Зачем нужен еще один? Возможно, поставить учителей в более жесткие рамки, платить меньше... А вообще о нем я серьезно не думал, новый профстандарт для меня – дело завтрашнего дня. В сегодняшнем же забот полон рот. Решаю проблемы по мере их поступления».
Отец четвероклассницы Евгений Данилович: «Может, скажу прописную истину, но мне важно, чтобы моя дочь любила своего первого учителя. Мой ребенок своего учителя не любит, так же как и большинство детей из класса. Потому что со стороны педагога нет теплых чувств, он оскорбляет малышей, унижает. Понятно, к школе дочка относится прохладно, на уроки ее не тянет. Боюсь, так пойдет и дальше. Стереотип сложился. Как умные дяди из министерства будут проверять качества характера учителя по своим новым критериям, не знаю. Пусть напрягут извилины. Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
Мать десятиклассницы Светлана Станиславовна: «Для меня педагог – в первую очередь мастер, дающий знания. Желательно отличные и желательно в большом объеме. Ведь не сегодня-завтра моей дочери сдавать ЕГЭ и поступать в вуз. Если все это он сделает без репетиторов, то честь и хвала учителю. Еще должен педагог проявлять терпимость, чтобы ребенок хотя бы не боялся его. Это второе. И третье: учитель не только урокодатель, но и воспитатель, творческая личность, которая открывает перед учениками мир как в классе, так и вне его: на экскурсиях, интересных мероприятиях, в музеях и театрах. И не для галочки, когда ему пришла пора аттестацию сдавать. А что мы видим в последнее время? Детям времени классные руководители уделяют по минимуму. Любой выход классом за пределы школы, а тем более выезд, стал практически подвигом со стороны учителей...».
Каков же вывод? Во все времена требования к школьному учителю остаются неизменными. Еще один профстандарт для него, конечно, идея интересная, тем более если рассматривать ее с подачи президента. Однако вряд ли новые потрясения-испытания, которые затронут и педагогов, и детей, приведут к ожидаемым великолепным результатам. Ведь колеса образовательной системы вертятся со скрипом, потому что их усердно смазывают не там, где надо, и не так, как надо.
Имена в публикации изменены. Все совпадения случайны.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий