04.03.2016, 08:18

«Концессия – не блажь администрации области»

В прошлую среду депутаты городского Совета собрались на обычное ежемесячное заседание. Однако оно несколько выбилось из привычного регламента, поскольку появился «незапланированный» гость, первый заместитель губернатора области Алексей Конышев.
«Концессия – не блажь администрации области»
Мы уже писали о кадровых перестановках в окружении губернатора. А. Конышев, ранее отвечавший за сферу ЖКХ, теперь курирует промышленную политику и науку. Также в его подчинении находятся департамент цен и тарифов и департамент транспорта и дорожного хозяйства. Алексей Владимирович обещал чаще бывать в Коврове, поскольку здесь сосредоточение промышленного производства. Но в этот раз разговор был не о промышленном потенциале. Как говорят в Одессе, вице-губернатор имел сказать за концессию. Из области с непониманием смотрят на то, что в Коврове идет бурное обсуждение по муниципальному предприятию «Жилэкс» и никак не могут определиться с концессией. В конце концов, пришли к выводу, что «эта неприятная данность» из-за неполного информирования депутатов и жителей города. В общем, вице-губернатор имел желание более полно город проинформировать.
Жилэкс на грани банкротства
Начал А. Конышев с предисловия. Состояние ЖКХ в Коврове, мягко говоря, не на первом месте. Мы вместе с Муромом и Александровским районом – лидеры по долгам за газ. Чего не скажешь о Гороховецком, Селивановском, Собинском и Юрьев-Польском районах, которые Газпрому не должны. Сравнили, однако.
В области теплом заправляют две теплоснабжающие организации: «Владимирские коммунальные системы» и «Владимиртеплогаз» (дочернее предприятие Газпрома). «ВКС» работает во Владимире, Юрьев-Польском и Кольчугинском районах. «Владимиртеплогаз» имеет интерес в Гороховецком, Селивановском, Собинском, Гусь-Хрустальном, Петушинском районах, а также обслуживает внушительную часть объектов теплоснабжения в Коврове. Правда, генерацию производит на арендованном у частной структуры имуществе.
В Коврове в качестве теплоснабжающих работают два муниципальных предприятия: МУП «Жилэкс» и МУП «ЖЭТ». По поводу «ЖЭТ», ввиду малости данного МУПа, Конышев распространяться не стал, а вот «Жилэкс» он описал во всех подробностях. Доля рынка «Жилэкса» по объемам генерации тепла – 12%. При этом у него 11 муниципальных котельных и более 150 км сетей. Дебиторская задолженность – 127 млн рублей, кредиторская задолженность – 268 млн рублей. Финансовый результат работы предприятия в прошлом году – убыток 42 млн рублей. В структуре задолженности «Жилэкса» 57 млн – долги за газ (кстати, население за газ должно «Жилэксу» 55 млн рублей), 18 млн – долги за электроэнергию, 73,5 млн – долги за что-то прочее. Есть еще привлеченные кредитные ресурсы (векселя) на сумму 119 млн, которые выручили МУП (и область в целом) в конце 2014 года при расчетах за газ. В общем, по оценке областного гостя, ситуация предбанкротная.
А. Конышев сделал акцент на нормативные документы федерального уровня, где утверждается, что имущество неэффективных муниципальных предприятий должно быть передано в концессию.
Панацея от всех бед
По мнению вице-губернатора, концессия для нас – это несомненное благо. Муниципальная собственность таковой и остается, в частную собственность не переходит. Все, что будет создано в рамках концессионного соглашения (котельные ли, тепловые сети ли), также будет в муниципальной собственности. Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет федеральные деньги на модернизацию объектов теплового хозяйства. Причем финансовая поддержка составляет до 80% стоимости объектов тепловых сетей.
И оказываться эта поддержка будет лишь тем предприятиям, которые концессионный договор заключили. Если заходит крупная компания-концессионер, ситуация нормализуется. Ведь она имеет возможность находить материальные ресурсы, привлекать кредиты. «Жилэксу», например, кредит получить невозможно в силу своего финансового состояния.
После заключения концессионного соглашения идет отслеживание его выполнения со стороны муниципалитета, горсовета, а также прокуратуры. По убеждению Конышева, при столь пристальном внимании мошеннические действия допустить невозможно.
А еще трудно объяснить, почему у одной компании тариф 2144 руб./Гкал, а у другой – 2386 руб./Гкал. И люди резонно интересуются, откуда берется эта разница. Вопрос снимается, когда есть концессионер и единый тариф. Конышев, правда, не уточнил, будет этот единый тариф 2386 рублей или 2144? Хотя этот разговор к концессии «Жилэкс» отношения не имеет.
Как было отмечено, потенциальных концессионеров не так уж и много. На конкурс в Петушинском районе заявился только «Владимиртеплогаз». Оказывается, и у «Владимиртеплогаза» нет великого желания идти в этом направлении. Безысходность толкает компанию на этот шаг. Ведь МУПы, которые эксплуатируют тепловое хозяйство, плохо расплачиваются за газ, а Газпром при этом недополучает. «Жилэкс» в прошлом году за газ оплатил 82 млн, а 57 млн еще остался должен. А ведь у нас (администрации области) хорошие отношения с Газпромом. Не напоминает ситуацию, когда «Владимиртеплогаз» под управлением Филиппова-младшего выкачивал деньги у муниципальных тепловых предприятий, чтобы рассчитаться за газ с «Межрегионгазом», руководимым Филипповым-старшим? Игроки поменялись, задачи те же...
И хочется, и колется
Какова была реакция наших депутатов, прослушавших информацию вице-губернатора? Они согласились, что концессия – прогрессивный вид использования муниципального имущества, и никто не сомневается в том, что она нужна. Но они все же хотели большей ясности. А не повторится ли ситуация с КСК, «дочкой» «Владимиртеплогаза», которая ушла с рынка накануне отопительного сезона? Было бы неплохо увидеть инвестиционную программу и детально обговорить проблему долгов.
«Ситуация с КСК – зеркало тех проблем, когда выстроены не концессионные отношения», – отвечал на вопросы депутатов А. Конышев. Алексей Владимирович не стал ввиду давности лет подробно вспоминать тот демарш. Отметил, что тогда отношения выстраивались на основе договора аренды сетей.
«Сегодня во всех теплосетях имеются сверхнормативные потери, тепло утекает на улицу. Это не значит, что за него платят люди. На самом деле это потери (перерасход газа, воды), которые никем не восполняются. Инвестиционную программу должны разработать специалисты и вынести на суд общественности. Должны показать, что нужно сделать: обеспечить безаварийную работу, сократить потери, создать новые объекты, которые позволят поднять эффективность. Погашение задолженности – одно из условий концессионного соглашения. Погасить долги МУП «Жилэкс» есть интерес у потенциального концессионера «Владимиртеплогаза». Пути погашения: реструктурировать задолженность на длительный период; плата за имущество, которое будет сдаваться в концессию; продажа непрофильных активов. Концессионер не заинтересован кинуть МУП с долгами, поскольку рушится концессионное соглашение. Кредиторы могут начать судебное производство. Это приведет к тому, что имущество МУПа будет изыматься и продаваться.
С 2011 года выпускаются постановления правительства, ограничивающие рост тарифов. Департамент цен и тарифов не установит более высокие тарифы, если на это не будет решения Совета народных депутатов».
В завершение своего диалога с депутатами вице-губернатор резюмировал, что концессия – это не блажь администрации области, и здесь нет лоббирования чьей-либо организации...
Насколько все сказанное Алексеем Конышевым убедило наших депутатов, узнаем, когда вопрос о концессии будет рассматриваться на профильном комитете. Хотя кроме убеждения есть другие способы решения проблемы...
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий