04.04.2017, 12:17

Что найдем, что потеряем?

Несмотря на то, что до конца отопительного сезона осталось около месяца, можно подводить его итоги. Директор ООО «Владимиртеплогаз» Алексей Соловьев признается, что сезон был сложным.
Что найдем, что потеряем?
Основной проблемой по-прежнему остаются ветхие тепловые сети, средний износ которых составляет 85%. По информации А. Соловьева, в подготовку теплового хозяйства к зиме предприятие вложило порядка 20 миллионов рублей. МУП «Жилэкс» таких вливаний сделать бы не смог. Но несмотря на все предупредительные мероприятия, на протяжении зимы было много аварий. Благо у компании достаточно техники и аварийных бригад, устраняли их в нормативные сроки. «ВТГ» уже начал подготовку к следующему отопительному сезону.
В октябре прошлого года в Коврове было заключено первое концессионное соглашение. Трехсторонний договор подписан между администрацией города, ООО «Владимиртеплогаз» и МУП «Жилэкс». Согласно ему, имущество «Жилэкса» до 2040 года будет использовать «Теплогаз», на него же возложена обязанность по теплоснабжению почти всего города.
Теплоснабжением северной части города пока занимается МУП «ЖЭТ». Он пребывает в стадии банкротства и не имеет возможности качественно готовить оборудование к отопительному сезону. В прошлом году «ВТГ» планировал взять в концессию имущество и этого МУПа. Но не договорились.
Чудес не бывает
Когда город только планировал передавать тепловое хозяйство «Жилэкса» в концессию, нам рассказывали, какое благо это будет для города. Дескать, концессионер за годы пользования имуществом на собственные средства заменит все ветхие сети, модернизирует устаревшее оборудование. И вернет в далеком 2040 году чуть ли не новое тепловое хозяйство.
По словам А. Соловьева, эта «картинка» не совсем реалистична. Закон позволяет собственнику требовать с концессионера лишь улучшения ряда показателей. Например, на определенный процент должна уменьшиться аварийность, сверхнормативные потери, износ и т.д. Как исполнять это условие – решать концессионеру. Может изменить хоть все сетевое хозяйство, построить модульные котельные в микрорайонах, а может ограничиться своевременным ремонтом сетей и качественной эксплуатацией оборудования. Поэтому каким станет концессионное имущество в 2040 году, сказать невозможно.
Хотя к соглашению прилагался план мероприятий, намеченных к выполнению в первые годы действия соглашения. Финансирование работ предполагалось из трех бюджетов. По 20% должны были вложить местный бюджет и концессионер, остальное – Фонд реформирования ЖКХ. Коврову из фонда в 2017 году обещали порядка 120 миллионов рублей.
Но недавно выяснилось, что денег этих город не получит. И первоначальный план реализуется лишь частично. Свои 20%, предусмотренных этим соглашением, «ВТГ» внесет уже текущим летом. На них он планирует провести серьезные работы по модернизации теплового хозяйства в районе Малеевки. Котельные на улицах Фрунзе и Молодогвардейской будут переведены в режим тепловых пунктов. А тепловой энергией их станет снабжать электромеханический завод. Параллельно этим работам на Малеевке поменяют часть изношенных сетей.
Планировалось, что в районе ул. Машиностроителей будет построена модульная котельная. Это помогло бы уйти от высоких платежей за тепло, вырабатываемое на частной котельной, расположенной на территории бывшего «Точмаша». Но и здесь планы поменялись. Удалось договориться с собственником. Он модернизирует котельную за свой счет, и строить новую не придется.
В чем счастье?
В ходе беседы с Алексеем Соловьевым мы пытались выяснить, так благо или нет концессия для города? И к однозначному выводу не пришли. Большой плюс для города – в экономии бюджетных средств. Ведь ежегодно, под разными «соусами» вроде субсидий и целевых программ, «Жилэксу» на поддержание выделяли немалые деньги из бюджета. А МУП лишь продолжал вязнуть в банкротстве. С появлением концессионера такие бюджетные траты исключены.
Но город имеет возможность контролировать концессионера исключительно в рамках заключенного соглашения, не вмешиваясь в текущее управление тепловым хозяйством. А что, если концессионер-частник не справится с обязательствами? Или расторгнет соглашение в одностороннем порядке и в разгар сезона вернет городу его дырявые сети? Возможно, чтобы избежать такого расклада, несколько месяцев тому назад администрация области сообщила о намерениях стать единственным учредителем ООО «Владимиртеплогаз». Но пока это намерение не реализовано и собственником «ВТГ» по-прежнему остается ООО «Межрегионгаз».
Алексей Соловьев не скрывает, что смена учредителя могла бы улучшить финансовое положение «ВТГ» путем привлечения бюджетных средств и участия в разного рода инвестиционных программах, спецфондах. Сейчас «ВТГ» может рассчитывать исключительно на средства, собранные с населения в рамках тарифа.
Не исключено, что власти региона ждут, когда вокруг концессионного соглашения уляжется шумиха. Ведь отдельные тепловые компании не согласны с передачей в концессию имущества «Жилэкса». И с их стороны в суды уже было подано больше десяти исков и множество жалоб в ФАС. По словам А. Соловьева, практически по всем заявлениям разбирательства уже закончились и законность концессионного соглашения никем не оспорена.
У. КРАЙНОВА

P.S. В конце разговора мы переадресовали Алексею Васильевичу вопрос, который нам задают ковровчане, – не может ли повториться ситуация с провалом на Еловой, только уже по вине тепловых сетей? Его ответ заставляет задуматься. «Три четверти сетей города уже выработали свой ресурс, и их много лет назад надо было менять. Но одновременно это невозможно, так как стоимость только первоочередных работ на сетях сегодня приближается к миллиарду рублей». Сети эти, как известно, проходят под дорогами, тротуарами, детскими игровыми площадками во дворах домов. Правда, Алексей Соловьев успокаивает: «Теплогаз» прикладывает максимум усилий, чтобы данная ситуация на тепловых сетях Коврова никогда не случилась».

Оставить комментарий