20.02.2019, 06:00

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

Сегодня, наверное, уже мало кто помнит, когда в Коврове наиболее протяженными автобусными маршрутами были № 1, 2 и 5. «Двойка» и «пятерка» и сегодня «на слуху», а о «первом» забыли.

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

Автобус ЗИС-155 на улице Абельмана


В 1960-е и в начале 1970-х гг. самыми населенными ковровскими микрорайонами, помимо центральных, являлись «Красный Металлист», «Черемушки», «Текстильщик» и «25 октября» (последний по названию прежней деревни упорно именовали Шашово). Эти микрорайоны по традиции еще с довоенных времен в разговоре часто называли «поселками». Поэтому больше всего автобусов совершали рейсы как раз между этими микрорайонами – бывшими рабочими поселками. А троллейбусов тогда в городе еще не было.

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

Автобус ЗИЛ-158 на улице Абельмана

Автобус первого маршрута мне памятен поездками на нем летом на речку. Жили мы тогда в «Черемушках» и, чтобы проехать через весь город к Клязьме, шли на остановку «первого» автобуса на улице Социалистической у механического завода.
Удобнее всего ехать купаться было на автобусе № 8 – прямо до Заречной Слободки, но он ходил очень редко, кажется, раз в час, если еще не реже. А «первый» отправлялся каждые 15-20 минут. Следовал он по Социалистической, улице Союзной (ее переименовали в проспект Ленина, но старое название долго употреблялось) и затем по улице Абельмана – прежде одной из самых оживленных в Коврове.

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

Автобусы Икарус-180 когда-то были очень популярны в Коврове

В начале 70-х в нашем городе появились яркие белые с красной полосой импортные автобусы Икарус-180, состоящие из двух частей – автобуса-тягача и автобусного прицепа, соединенных пылевлагонепроницаемым тамбуром-гармошкой из дерматина. Эти диковинные машины, которые называли «гармошкой», «колбасой» или «папа-мама», способны были увезти 170 человек. Характерно, что пустили их по «пятерке», «двойке» и по «первому» маршруту. Кстати, дети в этой «папе-маме» особенно любили ездить в «гармошке», которая то сдвигалась, то раздвигалась, превращая скучный процесс движения почти в аттракцион.
Но больше всего «номер первых» ходило марки ЗИЛ-158, рассчитанных на 70 пассажиров, хотя в часы пик туда набивалось значительно больше. Прежде на городских рейсах с 50-х гг. работали еще автобусы ЗИС-155, но я их не застал. И 158-е были настоящими рыдванами, скрипучие и валкие, с плохой вентиляцией, открывающимися наружу дверями, зачастую с продавленными дерматиновыми сиденьями. Но и на такой автобус сесть считалось за благо, так как лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

158-й выезжает на проспект Ленина с улицы Октябрьской со стороны вокзала

Как-то раз в июльский жаркий выходной на остановке у «КМЗ» столпилось столько желающих отправиться на реку, что в подошедший «первый» мы еле втиснулись. Но на середине Социалистической мотор вдруг заглох, и автобус замер посреди улицы. Как я понимаю сейчас, движок попросту закипел в жару, так как у ЗИЛ-158 четырехрядный радиатор плохо справлялся с охлаждением двигателя. А расход бензина у этого мотора по городу превышал аж 40 литров на 100 км, правда, 72-го, самого дешевого, хотя, впрочем, казенный бензин тогда никто особенно не считал.
Водитель открыл двери, и пассажиры, поняв, что ждать нечего, побрели на «Шмидта» (на остановку на проспекте Ленина при пересечении с Социалистической и Шмидта) в надежде сесть на «двойку» и проехать поближе к вожделенной речке. Почему-то эта неудачная поездка на «первом» автобусе запомнилась лучше всего.

На «первом» автобусе, или История общественного транспорта в Коврове

Автобус ЗИЛ-158 первого маршрута у площади Свободы на улице Абельмана во время праздничной демонстрации

Впрочем, «продвинутый» первый маршрут первым и приказал долго жить. После появления ковровских троллейбусов под них приспособили улицу Дегтярева, так как Абельмана оказалась слишком узкой и не подлежащей необходимому расширению. И когда в массовом порядке покатили троллейбусы-«двойки», а потом и «шестерки», автобусный маршрут № 1, как дублирующий, был упразднен – самым первым из старых автобусных маршрутов.
Николай ФРОЛОВ

Использованы фото В. Истарова и с различных Интернет-сайтов

Оставить комментарий