23.05.2019, 04:28

Стрельба, узники, братская могила - крайне реалистичная реконструкция

В последнее время сложилось неоднозначное отношение к участникам исторических реконструкций на тему Великой Отечественной войны. Одни ругают реконструкторов за присутствие на «сцене» немецких солдат, за реалистичные картины кровавых боев, издевательств и насилия. Другие уверены, что реконструкции помогают молодым поколениям узнать и осознать, какой ценой их дедам и прадедам далась Великая Победа.

… а «караван» идет

Пока идут споры, реконструкторы продолжают восстанавливать эпизоды военных лет и переживать их. Накануне праздника Победы в подмосковном музейно-мемориальном комплексе танка Т-34 «советские солдаты» освобождали узников одного из самых ужасных концлагерей тех лет – Маутхаузена. О том, что происходило в этом лагере, после войны стало известно из рассказов очевидцев, по фотографиям и негативам, тайно переправленным за территорию концлагеря организацией, созданной заключенным. Клуб военно-исторической реконструкции «Китежград» из Владимира решил воссоздать события освобождения. От Коврова в реконструкции приняли участие члены военно-исторического клуба «Наследники Победы» Николай Тубаев и Егор Пухов. Они играли роль рядовых автоматчиков.
Стрельба, узники, братская могила - крайне реалистичная реконструкция

Всего в реконструкции приняли участие около 90 человек из 23 исторических клубов. Среди них представители Италии и Латвии. Некоторые приглашенные от участия в столь «щекотливой» реконструкции отказались: по сценарию и людей в братскую могилу сваливают, и немцы в ней присутствуют, и узники. Кстати, в роли последних выступили участники владимирского клуба исторического танца. Выглядели они вполне убедительно: настоящие полосатые робы, стоптанная обувь военных лет, грязные и изможденные лица.

Спасительное «ложись»

К реконструкции организаторы подошли основательно. Воссоздали ворота концлагеря с гербом Третьего рейха, смоделировали крематорий, бараки для заключенных. Зрителям показали жизнь лагеря: неспешный завтрак коменданта, утреннюю перекличку пленных, изнурительный труд заключенных. А потом был бой...
Стрельба, узники, братская могила - крайне реалистичная реконструкция

В мае 1945 года Красная армия продвигалась по территории Европы, освобождая страны, захваченные войсками нацистской Германии. Понимая, что крах Третьего рейха неизбежен, командование войск Вермахта и СС дало указание всеми силами скрывать факты совершения преступлений над человечеством. 5 мая 1945 года в концлагере Маутхаузен исполняли приказ. Первым делом нацисты взорвали крематорий. Потом из огнемета пытались сжечь документы.

О местонахождении концлагеря красноармейцы не знали. Штурмовое подразделение Красной армии вышло на него, ориентируясь на звук от взрыва. Поняв, что перед ними за «заведение», вызвали подкрепление и решили штурмовать.

Освобождение далось советским солдатам тяжело. В какой-то момент руководство лагеря предприняло попытку сбежать, окружив себя плотным щитом из заключенных. Надеялись, что советские солдаты не станут стрелять в пленных. Но они не учли, что половина пленных – русские. Поэтому когда красноармейцы дали четкую команду «ложись!», узники выполнили ее беспрекословно – упали, как подкошенные, и тюремное начальство осталось без живого щита.

Не скрыли реконструкторы от зрителей и две довольно жестокие подробности тех событий. Коменданта концлагеря в упор застрелила одна из узниц. Врача концлагеря, пытавшего и проводившего опыты над заключенными, растерзала разъяренная толпа пленных.

Чтобы помнили!

Николая Тубаева и Егора Пухова «убили» во второй атаке, и победное «Ура!» в этой реконструкции им крикнуть не пришлось. По их наблюдениям, реконструкция получилась очень реалистичная. Участники инсценировки словно прочувствовали на себе весь ужас фашистских застенков. Страх, ужас и обреченность читались на лицах узников, самоуверенность и наглость – на лицах тюремщиков. Правда, лишь до начала боя.
За 1 минуту до окончания театрального действа все участники замерли, склонили головы и почтили память всех погибших в Великой Отечественной войне. Зрители были тронуты, многие не скрывали слез.

«Что самое главное, – отмечает Николай Тубаев, – никто из реконструкторов не переигрывал на публику. На мой взгляд, мы не должны идти на поводу у тех, кто считает реконструкции чем-то неприемлемым. На мой взгляд, именно воссоздание тех страшных и ужасных событий не даст потомкам забыть о подвиге русского народа. Для большинства современной молодежи Великая Отечественная война – лишь раздел в учебнике истории, да экспозиция в музее. Реконструкции – своего рода учителя, которые наглядно демонстрируют события того времени и стимулируют молодежь пополнять знания о военных событиях, формировать собственное мнение о войне. Тогда и через годы 15-летние ребята смогут искренне сказать: Спасибо! Мы помним!»

У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий