06.06.2017, 08:44

Метаморфозы ковровского «вокзальчика»

В советское время Ковров отличался тесным вокзалом, построенным еще в 1860-е годы. Однако автовокзал был еще тесней. Зал ожидания, темный и душный, почти всегда был забит под завязку. Приезжало и уезжало людей гораздо больше, чем теперь.
Метаморфозы ковровского «вокзальчика»
Оно и понятно: лет 45 назад население Коврова составляло около 120 тысяч человек, а Ковровского района – 40 тысяч. Да и личного автотранспорта тогда имелось в разы меньше, нежели теперь. Вот и толпились земляки в тесном вокзальчике, да на улице к месту подачи автобусов – пузатых обтекаемых львовских ЛАЗ-695 и с рубленым силуэтом ЛиАЗ-677 – выстраивались длинные очереди. Ковровский район всегда отличался развитой сетью пригородных автобусных маршрутов, в отличие от многих соседних территорий, где автобусы даже в крупные поселки порой ходили не каждый день. Вследствие того на автовокзале было постоянно не протолкнуться, и многие ковровчане и жители района его откровенно не любили и называли «вокзальчик».
Метаморфозы ковровского «вокзальчика»
Здание, в котором размещался «вокзальчик», достаточно старое и не лишено изящества на фоне безликих строений более поздней поры. Четверть века назад, в 1992 году, известный краевед и журналист Виталий Александрович Григорьев как-то рассказал мне про купцов Докукиных, выходцах из крестьян деревни Старое Шашово, построивших дом № 2 на Абельмана, бывшей Московской. А Григорьев говорил про них не просто как об исторических личностях, а как о своей родне. Очень жалею, что тогда не записал его рассказ со всеми интересными подробностями. В январе 1993-го Виталия Александровича не стало.
Метаморфозы ковровского «вокзальчика»
Мне потом довелось разобраться, что будущий автовокзал действительно построил в 1890-е ковровский мещанин Николай Иванович Докукин, чья мать Ольга Петровна была урожденная Мытарева. А ее племянница Антонина Алексеевна Мытарева – теща Григорьева. Так что действительно родственники и даже не очень дальние.
Метаморфозы ковровского «вокзальчика»
Так получилось, что дом Докукина на целое столетие стал самым капитальным строением привокзальной площади Коврова. Он и возводился с целью сдачи внаем – под трактир (преобразованный в ресторан) на первом этаже и гостиницу – на втором. Тогда на втором этаже закругленного угла здания имелся красивый балкон, как раз там, где сейчас вывеска пиццерии.
В конце «лихих 90-х», собирая материалы по истории ковровской почты, довелось поработать с десятилетними архивами местного узла связи. И оказалось, что начиная со второй половины 1920-х гг. бурная жизнь ковровских связистов била ключом именно в бывшем доме Докукина. Здесь размещалась почтово-телеграфная контора, позже преобразованная в Ковровский районный отдел связи. И несколько поколений ковровчан называли данное здание коротко – «почта».
Метаморфозы ковровского «вокзальчика»
Связисты справили новоселье в середине 1960-х гг., когда для них выстроили новое просторное здание на Октябрьской площади. После этого первый этаж докукинского дома и занял автовокзал. А еще в строении размещались дом учителя и местная «Союзпечать».
По иронии судьбы в здании, где все началось общепитом, им же и закончилось. Теперь на Абельмана, 2 пиццерия. После капитального ремонта с сохранением деталей исторического памятника старый дом стал светлым, нарядным и даже кажется более просторным. Но все равно ковровчане в разговоре его чаще называют не пиццерией, а «бывший автовокзал». Хотя пройдет еще лет 20, и об автовокзале там прочно забудут, как уже почти забыли о когда-то размещавшейся по данному адресу главной почте Коврова.
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий