13.06.2017, 10:14

Старый вокзал

Ковров не особенно богат на памятники архитектуры, зато за свои несколько веков потерял не так уж много исторических зданий. Даже храмы дореволюционной постройки у нас уцелели – случай редкий, если не уникальный. А вот старый вокзал мы навсегда потеряли.
Старый вокзал
Лет 20 назад ковровчане шутили, что если повесить мемориальные доски в честь знаменитых людей, побывавших на железнодорожном вокзале, то на его стенах просто не хватит места. Кто только не ожидал в вокзальных залах поезда и не подкреплял силы в его ресторане! От представителей царского дома Романовых и князей Церкви до великих ученых и знаменитых оружейников – чего только стоят академик Сахаров и творец легендарного автомата Калашников.
Старый вокзал
Двухэтажное вокзальное здание, всегда окрашенное в зеленоватый и белый цвета, с 19 окнами по фасаду во втором этаже, было построено более полутора веков назад, еще в ту пору, когда станция Ковров не была единым целым с городом. Посреди пустырей напротив еще не сведенных сосен сияло огнями вокзальное здание, как уголок цивилизации железного XIX века. И лишь потом оно оказалось в центре разросшегося в южном направлении города. А на фоне все увеличивающихся числом и размерами многоэтажек стало низким и неказистым.
Старый вокзал
Сегодня старожилы говорят, что старый вокзал был более уютным, пусть и тесным, но каким-то почти домашним. Возможно, это ностальгия. Но у меня схожие ощущения. В старый вокзал с его сводчатыми залами с колоннами внутри, с выложенными разноцветной плиткой полами и рестораном наверху, откуда всегда проникали на первый этаж соблазнительные запахи, мы всегда приходили, словно к старым друзьям.
Старый вокзал
Билетная касса на поезда дальнего следования находилась на втором этаже, и, поднимаясь туда по лестнице с крупными, еще не советского стандарта ступенями, потенциальные пассажиры словно проникались значимостью предстоящей поездки в столицу, город на Неве или на вожделенный юг к теплому морю.
Старый вокзал
Планировка ковровского вокзала изначально обуславливалась делением пассажиров на классы. Их на российских железных дорогах в Российской империи было три (поэтому и вагоны красили в разные цвета – 1-й класс в синий, 2-й – в желтый, 3-й – в зеленый, что увековечено в стихотворении Александра Блока «На железной дороге»). Залов ожидания и буфетов тоже устраивали по три. Ресторан, впрочем, был один, так как «простую» публику из третьего класса туда не пускали.
Старый вокзал
Покойный Алексей Степанович Дубов, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник ВВС в отставке, длительное время заведовавший музеем Ковровского экскаваторного завода, в Центральном Государственном историческом архиве в Ленинграде нашел документы о постройке ковровского железнодорожного вокзала. Первоначально здание проектировалось несколько иным. Двухэтажными планировали выстроить лишь центральную часть в пять окон по фасаду и боковые флигеля в три окна каждый, а между ними переходы по четыре окна должны были остаться одноэтажными. До сих пор не ясно, когда этот проект изменили – в процессе строительства или уже после ввода вокзала в эксплуатацию. К рубежу XIX-XX веков здание уже точно было двухэтажным.
Старый вокзал
Неотъемлемой частью вокзального комплекса являлись трехмаршевая лестница с привокзальной площади, а также переходные пешеходные металлические мостики над железнодорожными путями и над проездом к вокзалу и товарной станции. Лестницу в народе называли «царской». Бытовала легенда о том, что ее специально соорудили в мае 1913-го перед предполагаемым визитом императора Николая II. Царь тогда побывал в Коврове, но транзитом: выходил лишь на площадку вагона, на платформу не сходил и по лестнице точно не поднимался.
Теперь и старый вокзал, и лестница, и мостики остались лишь в воспоминаниях, немногих фотографиях и кинокадрах.
Николай ФРОЛОВ

Старый вокзал
Старый вокзал
Старый вокзал

Оставить комментарий