01.08.2017, 10:31

«Вокзальная церковь»

Именно так, «вокзальным» называли храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери при станции Ковров-1. Хотя у нескольких поколений ковровчан XX века это здание ассоциировалось больше со светскими, а не духовными делами. В «сороковые роковые» окрестная детвора бегала туда для того, чтобы посмотреть кино, а заодно и на бравых военных.
«Вокзальная церковь»
Поводом для постройки Феодоровского храма стало покушение народовольца Дмитрия Каракозова на императора Александра II в 1866 году. По православно-монархической России той поры после этого чрезвычайного происшествия прокатилась волна верноподданнических акций. Не остались в стороне и рабочие Ковровских железнодорожных мастерских. Позже эти мастерские стали центром революционного движения в нашем городе. А тогда мастеровые решили в честь спасения государя возвести храм. Собирали пожертвования, а потом и строили долго, и лишь в мае 1875-го архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский) торжественно освятил новую церковь, построенную по проекту архитектора Николая Артлебена.
Ковровчане нарекли этот храм «вокзальным», так как он находился напротив железнодорожного вокзала, а среди молящихся было немало пассажиров с ковровской станции.
«Вокзальная церковь»
В качестве действующей «вокзальная церковь» не прослужила и полувека. Уже в 1924 году ее закрыли. Сыновья и внуки тех, кто на свои трудовые рубли возвел храм, с энтузиазмом его разоряли. Снесли колокольню, купол, разобрали иконостас. Вскоре здание, которое изрядно обкорнали, передали под клуб. Затем там разместился пункт работы с допризывной молодежью, а после начала Великой Отечественной помещение отдали для размещения маршевых рот. Солдатам регулярно крутили кино, и на эти бесплатные сеансы правдами и неправдами стремились попасть дети с соседних улиц.
«Вокзальная церковь»
Сердобольные старушки тоже наведывались к закрытому храму, чтобы помочь новобранцам: дарили им теплые вязаные носки и варежки, кисеты с табаком. В особенно голодную первую военную зиму одна из пожилых ковровчанок, накопившая дома огромный сундук сухарей, приходила к церкви-клубу и раздавала свое богатство «сынкам». Соседи укоряли ее: мол, у тебя своя семья досыта не ест, но бабушка приходила каждый день и раздавала сухари солдатам. «Спасибо, мамаша!» – благодарили бойцы, насыпая сухари прямо в шапки. Так все и раздала до последнего сухарика. Это не легенда, многие, в том числе мой отец, которому в 41-м шел седьмой год, видели эту бабушку. Только ее имя и фамилия за давностью лет позабылись.
«Вокзальная церковь»





























В начале 90-х здание церкви, которое занимала база промторга (а во дворе пацаны сдавали на права категории «А»), вернули верующим. Тогда в областном архиве удалось найти план церковного здания более чем вековой давности. Оказалось, что в 1875-м освятили лишь небольшой одноглавый храм, а обширная паперть и колокольня к нему пристроены в начале 1900-х гг. Узнав про «сенсацию», активисты церковной общины решили скопировать уникальные документы. Но в архиве копировальной техники не имелось, да и «ксероксы» были в ту пору очень громоздкие. И тогда директор экскаваторного завода Владислав Бабичев выделил микроавтобус для перевозки копировального аппарата во Владимир, где планы церкви скопировали целиком.
«Вокзальная церковь»





























Позже они стали основой для восстановления церковного купола и колокольни. Эту огромную работу провел настоятель Феодоровского храма протоиерей Борис Липатов. Благодаря его самоотверженному служению Ковров вновь обрел, казалось, навсегда утраченную святыню в первоначальном облике. Только при этом мы потеряли безвременно ушедшего отца Бориса.
Заслуживает нашей памяти и предшественник Б. Липатова настоятель Феодоровского храма протоиерей Николай Преображенский, замученный в сталинских лагерях. Он единственный в старом Коврове имел академическое образование.
Сегодня расположенный в центре города Феодоровский храм по статусу стал еще и главным – в нем служит благочинный протоиерей Михаил Чернов. И хотя со времени постройки церкви прошло уже 132 года, он всего лишь четвертый по счету ее настоятель.
Николай Фролов

Оставить комментарий