27.10.2015, 10:57

Оружие Победы: первая авиационная пушка ШВАК

Владимир Николаевич Новиков, один из крупных руководителей оборонно-промышленного комплекса Советского Союза, в своей книге воспоминаний «Накануне и в дни испытаний» называл ковровский завод уже не пулеметным. На первое место он поставил другое определение, сказав, что в начале войны это был пушечно-пулеметный гигант.
Оружие Победы: первая авиационная пушка ШВАК
В 1936 году на нашем заводе началось серийное производство первой в стране 20-миллиметровой автоматической авиационной пушки ШВАК (Шпитальный – Владимиров авиационная крупнокалиберная). С этой пушкой «сталинские соколы» воевали на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Условия воздушного боя требовали особой скорострельности. Это требование относилось не только к пулеметам, но и к авиационным пушкам. Задача была решена ковровскими оружейниками во главе с Семеном Владимировичем Владимировым.
Среднее техническое образование С. Владимиров получил в Иваново-Вознесенске. В гражданскую войну на Дальнем Востоке работал в оружейной мастерской, где и приобрел первый опыт работы с оружием. После демобилизации отправился на Тульский оружейный завод. Начинал рабочим, а под руководством Федора Васильевича Токарева приобщился к конструкторским работам. Из наиболее серьезных, оцененных его работ того периода можно назвать универсальный колесно-треножный станок к пулемету системы Максима. Используя этот станок, можно было вести огонь и по наземным целям, и по средствам авиации.
К Великой Отечественной войне Владимиров успел сделать и более серьезное дело. Шпитальный и Комарицкий в Туле создали сверхскорострельный авиационный пулемет ШКАС. Для начала 30-х годов его калибр 7,62 мм был еще актуален. Но самолеты становились более защищенными, и появилась необходимость в более мощном оружии. Владимирову было дано задание на основе пулемета ШКАС создать скорострельный пулемет калибра 12,7мм. Владимиров устранил слабые места базового пулемета и усилил его преимущества. Новый пулемет получил название ШВАК.
Отец авиационной пушки
В начале 1934 года С. Владимиров в качестве конструктора был направлен в Ковров на Инструментальный завод №2 им. Киркижа для продолжения работ по пулемету ШВАК. Серийное производство этого пулемета также было доверено ковровскому заводу. Владимиров параллельно с работами по развертыванию этого производства начинает работать над другой задачей – созданием на базе пулемета ШВАК авиационной пушки калибра 20 мм. А уже в 1936 году на ковровском заводе начинается серийное производство первой в стране авиационной автоматической пушки – пушки ШВАК. Пушка оказалась по-своему достаточно удачной: не слишком тяжелой (38 кг), со сравнительно мягкой отдачей, приемлемым темпом стрельбы (950 выстрелов в минуту, что в 1,5 раза выше, чем у наземного пулемета). Было разработано несколько модификаций пушки (моторная, крыльевая, синхронная, турельная), а также ряд подмодификаций. Ставилась пушка на самолеты-штурмовики, истребители и даже на некоторые виды бомбардировщиков как дополнительное оборонительное вооружение. ШВАК стала самым массовым образцом артиллерийского авиационного вооружения в годы Второй мировой войны.
Первое боевое крещение наша авиация, ее вооружение (пушки ШВАК в том числе) получили еще до Великой Отечественной войны в ходе вооруженных конфликтов в Испании, на Халхин-Голе, на советско-финляндской войне.
К началу Великой Отечественной войны стали появляться более мощные боеприпасы калибра 23 мм, а затем и 30 мм, разрабатывались и более мощные пушки, правда, не всегда удачно. К 1942 году появилась авиационная пушка тульских конструкторов Волкова и Ярцева калибра 23 мм. При всех своих плюсах по мощности огня эта пушка оказалась тяжелее по массе и более сложной в производстве. Она не смогла вытеснить пушку ШВАК, поскольку не на каждом самолете ее можно было применить. Сейчас меньше вспоминают, но в начале войны была разработана танковая модификация авиационной пушки. Устанавливалась она на легких танках Т-60, которые могли производиться на автомобильных заводах (Горьковский автомобильный завод), в то время как производство современных танков Т-34 эвакуировалось из Харькова на Урал.
Пушка ШВАК выпускалась на нашем заводе и в предвоенную пятилетку, и в военные годы. Продолжался ее выпуск и в 1946-47 годах.
В тени Шпитального
Многие летчики, кто уничтожал врага из пушки Владимирова, стали Героями Советского Союза. Сам же конструктор свою первую награду, орден Отечественной войны первой степени, получил в ноябре 1944 г. В этой ситуации отрицательную роль сыграл авторитет Бориса Гавриловича Шпитального. Шпитальный в 1940 году стал Героем Социалистического Труда, затем дважды лауреатом Сталинской премии, в том числе и за пушку ШВАК. Он был вхож в кабинет Сталина, и верховный главнокомандующий высоко ценил его работы. Были случаи, когда Шпитальный использовал такое покровительство в корыстных целях против своих конкурентов. Вот и Владимиров оказался в его тени, хотя создание пушки ШВАК – по большей части его личная заслуга. После смерти Сталина в 1953 году, конструкторское бюро, которым руководил Шпитальный, было ликвидировано, как неэффективное, а сам Борис Гаврилович был назначен профессором в один из не самых престижных вузов Москвы. Ближе к концу жизни Шпитальный запустил легенду, которая и по сей день продолжает всплывать. В одном интервью к 20-летию Победы он поведал следующее. Когда Красная армия взяла Берлин, в одном из подземных бункеров имперской канцелярии на столе под стеклянным колпаком был обнаружен пулемет ШКАС и записка на немецком языке. Записка была написана рукой Гитлера, и в ней говорилось, что этот пулемет будет стоять здесь до тех пор, пока немецкие конструкторы не создадут такое же эффективное оружие. Историки принялись изучать эту легенду, искать факты, ее подтверждающие, но никаких доказательств так и не было найдено, кроме того единственного интервью самого Шпитального. К тому же эта легенда противоречила здравому смыслу.
А Семен Владимирович Владимиров в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1949 году стал лауреатом Сталинской премии за крупнокалиберный пулемет, который до сих пор находится на вооружении. Семен Владимиров ушел из жизни летом 1956 года. Сегодня его имя по праву находится в когорте имен выдающихся оружейников.
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция «КВ» выражает благодарность руководителю технического центра ОАО «ЗиД» Владимиру Никулину за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий