Ковровчане знают, что их город заслуженно славится как оружейная кузница державы. А многие из ковровчан помнят, что славное трудовое имя «Ковровец», прославляющее наш город, еще недавно было широко известно не только по всей России, но и более чем в 50 странах нашей планеты благодаря мирной продукции Ковровского ордена Ленина экскаваторного завода.
Но сегодня на карте города такого предприятия нет. Корпуса старейшего градообразующего завода еще стоят, но по просторным производственным цехам и инженерным центрам расползлись разные фирмы и фирмочки, не имеющие никакого отношения к былому заводу.Ветераны нередко,особенно в апреле, вспоминают годы наибольшего подъема и расцвета экскаваторного завода и его директора – Юрыгина Николая Ивановича.
Так случилось, что в апреле был выпущен в Коврове первый отечественный экскаватор. В апреле же отмечал свой день рождения и Н.И. Юрыгин. Сказать о нем просто «директор» слишком мало – это был настоящий Руководитель! Ибо настоящий руководитель отличается от менеджера любого уровня наличием особого дара предвидения. Все, за что он берется, начинает расти и развиваться...
На Ковровский экскаваторный завод Н.И. Юрыгин был назначен директором в феврале 1963 года. Назначен не случайно. До этого он успешно трудился в разных должностях и положительно зарекомендовал себя на Сталинградском тракторном, Горьковском «Красное Сормово», Муромском «номерном» заводах. К тому времени КЭЗ находился в трудном, провальном положении. Несколько лет подряд коллектив не справлялся с планом. Прибыв на завод, новый директор вник первым делом в экономические показатели. Встречался с работниками, анализировал ситуацию и уже в марте на заводском партсобрании изложил свои соображения по выводу завода из провала.
А 24 апреля на всероссийском совещании работников промышленности сам Н.С. Хрущев, генеральный секретарь ЦК КПСС, с высокой трибуны произнес во всеуслышание: «Есть в Коврове завод, выпускающий экскаваторы. Так вот он умудрился в 3-4 раза снизить надежность и долговечность самых ответственных узлов и деталей». Буквально на следующий день нагрянули на КЭЗ десятка два проверяющих.
Начал Юрыгин с разработки и внедрения годовых планов экономического развития предприятия, считая первоочередным снижение себестоимости продукции, рост производительности труда и т.п. Вскоре коллектив стал укладываться в установленные планом показатели. Не на последнем месте была задача проектирования новой продукции – разработан и внедрен более производительный и совершенный экскаватор Э-652А.
Для дальнейшего развития необходимо было ликвидировать отсталость служб подготовки производства. Вскоре инструментальный цех был переведен в новый корпус. Развивающееся производство требовало расширения производственных площадей. Но где? Завод зажат между домами и дорогами. Николай Иванович решил и эту задачу со свойственным ему размахом. Он добился от горисполкома выделения 42 гектаров пойменных пустошей. Строительство началось. Параллельно занялись службами снабжения, завалившими своими материалами все проходы-проезды. За пару лет построили удобные склады. В стальцехе заменили допотопный «мартен» на плавильные электропечи, построили обрубное отделение, оснастили дробометными камерами. Были построены новый сборочный цех, 2-й механический, термогальванический и заготовительный, цех катков, автогараж и многие другие производственные помещения. Так Н.И. Юрыгин создавал базовый задел развития предприятия на долгие годы вперед.
Под его руководством завод вышел в передовые по отрасли. Уже через 3 года 20 июля 1966 года коллектив был награжден орденом Ленина. С 1966 года по 1970 на протяжении 17 кварталов из 20 наш экскаваторный занимал классные места во всесоюзном соревновании. В честь 50-летия Великого Октября КЭЗу вручили Знамя ЦК, Верховного Совета, Совмина и ВЦСПС на вечное хранение. Таких было всего тысяча на весь Союз.
Значительное событие в жизни завода произошло в январе 1969 года: экскаватору Э-652Б присвоили Знак Качества. Ни министерство, ни вся Владимирская область подобной продукцией похвастать тогда не могли. Почетным пятиугольником отмечались и последующие модели выпускаемых машин.
Важнейшим этапом деятельности коллектива завода стал переход на выпуск принципиально новых гидравлических экскаваторов ЭО-4121. В 1974 году он был поставлен на конвейер. Перед заводом открылась новая перспектива. Здесь вновь ярко проявился дар предвидения Николая Ивановича как руководителя. Именно он в 1972 году буквально отстоял новую машину, когда министерство задумало передать ее производство на донецкий экскаваторный завод.
Добиваясь преображения завода, Юрыгин заботился и о тех, кто претворял его планы в жизнь, чьим трудом задумки становились реальностью. Он относился к людям, их чаяниям с вниманием и заботой, присущим руководителям с большой буквы. Квартирный вопрос портил многим труженикам жизнь. Но уже в 1965 году десятки семей экскаваторостроителей справили новоселье в первом, построенном при новом директоре, многоквартирном доме. Потом многоэтажки, по словам заводчан, росли словно грибы. Открыли общежитие на 300 мест. Многое заботами Николая Ивановича в социальной сфере города строилось и открывалось КЭЗом впервые: санаторий-профилакторий, база отдыха, поликлиника и лечебный корпус нынешней ж/д больницы и многие другие объекты соцкультбыта. Недаром один из бывших окраинных районов города называется «Экскаваторный поселок», хотя он давно уже не окраинный и находится в центре Коврова.
В короткой заметке не перечислить всего, что сделано, построено при руководстве Н.И. Юрыгина. 22 года (с 1963 по 1985) бессменно возглавлял он коллектив экскаваторостроителей. 1 апреля с.г. ему исполнилось бы 100 лет.
И сейчас, разговаривая с ветеранами-экскаваторостроителями, кому довелось с ним работать, слышишь о нем только доброе: «Человек слова!», «Мудрый руководитель», «Спокойный в экстремальной ситуации, уверенный в себе». А ветеран завода, резчик на гильотинных ножах заготовительного цеха Павел Петров, знавший Юрыгина и всех последующих директоров, был по-рабочему прямолинеен: «Он – не вор».
Почему-то все выражают уверенность, что будь Николай Иванович Юрыгин у руля завода, завод жил бы и сейчас. Пример тому – здравствующий и поныне тверской экскаваторный завод.
В заключение хотелось бы от всего коллектива ветеранов КЭЗ обратиться к мэру и городскому Совету. Было бы справедливо назвать одну из улиц экскаваторного поселка именем Н.И. Юрыгина.
Л. КАРАНТАЕВ,
В. ШИЛКИН, Е. МИНИНА
по поручению
ветеранов КЭЗ