01.04.2016, 10:44

Руководитель с большой буквы

Ковровчане знают, что их город заслуженно славится как оружейная кузница державы. А многие из ковровчан помнят, что славное трудовое имя «Ковровец», прославляющее наш город, еще недавно было широко известно не только по всей России, но и более чем в 50 странах нашей планеты благодаря мирной продукции Ковровского ордена Ленина экскаваторного завода.
Но сегодня на карте города такого предприятия нет. Корпуса старейшего градообразующего завода еще стоят, но по просторным производственным цехам и инженерным центрам расползлись разные фирмы и фирмочки, не имеющие никакого отношения к былому заводу.

Руководитель  с большой буквы
Ветераны нередко,особенно в апреле, вспоминают годы наибольшего подъема и расцвета экскаваторного завода и его директора – Юрыгина Николая Ивановича.
Так случилось, что в апреле был выпущен в Коврове первый отечественный экскаватор. В апреле же отмечал свой день рождения и Н.И. Юрыгин. Сказать о нем просто «директор» слишком мало – это был настоящий Руководитель! Ибо настоящий руководитель отличается от менеджера любого уровня наличием особого дара предвидения. Все, за что он берется, начинает расти и развиваться...
На Ковровский экскаваторный завод Н.И. Юрыгин был назначен директором в феврале 1963 года. Назначен не случайно. До этого он успешно трудился в разных должностях и положительно зарекомендовал себя на Сталинградском тракторном, Горьковском «Красное Сормово», Муромском «номерном» заводах. К тому времени КЭЗ находился в трудном, провальном положении. Несколько лет подряд коллектив не справлялся с планом. Прибыв на завод, новый директор вник первым делом в экономические показатели. Встречался с работниками, анализировал ситуацию и уже в марте на заводском партсобрании изложил свои соображения по выводу завода из провала.
А 24 апреля на всероссийском совещании работников промышленности сам Н.С. Хрущев, генеральный секретарь ЦК КПСС, с высокой трибуны произнес во всеуслышание: «Есть в Коврове завод, выпускающий экскаваторы. Так вот он умудрился в 3-4 раза снизить надежность и долговечность самых ответственных узлов и деталей». Буквально на следующий день нагрянули на КЭЗ десятка два проверяющих.
Начал Юрыгин с разработки и внедрения годовых планов экономического развития предприятия, считая первоочередным снижение себестоимости продукции, рост производительности труда и т.п. Вскоре коллектив стал укладываться в установленные планом показатели. Не на последнем месте была задача проектирования новой продукции – разработан и внедрен более производительный и совершенный экскаватор Э-652А.
Для дальнейшего развития необходимо было ликвидировать отсталость служб подготовки производства. Вскоре инструментальный цех был переведен в новый корпус. Развивающееся производство требовало расширения производственных площадей. Но где? Завод зажат между домами и дорогами. Николай Иванович решил и эту задачу со свойственным ему размахом. Он добился от горисполкома выделения 42 гектаров пойменных пустошей. Строительство началось. Параллельно занялись службами снабжения, завалившими своими материалами все проходы-проезды. За пару лет построили удобные склады. В стальцехе заменили допотопный «мартен» на плавильные электропечи, построили обрубное отделение, оснастили дробометными камерами. Были построены новый сборочный цех, 2-й механический, термогальванический и заготовительный, цех катков, автогараж и многие другие производственные помещения. Так Н.И. Юрыгин создавал базовый задел развития предприятия на долгие годы вперед.
Под его руководством завод вышел в передовые по отрасли. Уже через 3 года 20 июля 1966 года коллектив был награжден орденом Ленина. С 1966 года по 1970 на протяжении 17 кварталов из 20 наш экскаваторный занимал классные места во всесоюзном соревновании. В честь 50-летия Великого Октября КЭЗу вручили Знамя ЦК, Верховного Совета, Совмина и ВЦСПС на вечное хранение. Таких было всего тысяча на весь Союз.
Значительное событие в жизни завода произошло в январе 1969 года: экскаватору Э-652Б присвоили Знак Качества. Ни министерство, ни вся Владимирская область подобной продукцией похвастать тогда не могли. Почетным пятиугольником отмечались и последующие модели выпускаемых машин.
Руководитель  с большой буквы





























Важнейшим этапом деятельности коллектива завода стал переход на выпуск принципиально новых гидравлических экскаваторов ЭО-4121. В 1974 году он был поставлен на конвейер. Перед заводом открылась новая перспектива. Здесь вновь ярко проявился дар предвидения Николая Ивановича как руководителя. Именно он в 1972 году буквально отстоял новую машину, когда министерство задумало передать ее производство на донецкий экскаваторный завод.
Добиваясь преображения завода, Юрыгин заботился и о тех, кто претворял его планы в жизнь, чьим трудом задумки становились реальностью. Он относился к людям, их чаяниям с вниманием и заботой, присущим руководителям с большой буквы. Квартирный вопрос портил многим труженикам жизнь. Но уже в 1965 году десятки семей экскаваторостроителей справили новоселье в первом, построенном при новом директоре, многоквартирном доме. Потом многоэтажки, по словам заводчан, росли словно грибы. Открыли общежитие на 300 мест. Многое заботами Николая Ивановича в социальной сфере города строилось и открывалось КЭЗом впервые: санаторий-профилакторий, база отдыха, поликлиника и лечебный корпус нынешней ж/д больницы и многие другие объекты соцкультбыта. Недаром один из бывших окраинных районов города называется «Экскаваторный поселок», хотя он давно уже не окраинный и находится в центре Коврова.
В короткой заметке не перечислить всего, что сделано, построено при руководстве Н.И. Юрыгина. 22 года (с 1963 по 1985) бессменно возглавлял он коллектив экскаваторостроителей. 1 апреля с.г. ему исполнилось бы 100 лет.
И сейчас, разговаривая с ветеранами-экскаваторостроителями, кому довелось с ним работать, слышишь о нем только доброе: «Человек слова!», «Мудрый руководитель», «Спокойный в экстремальной ситуации, уверенный в себе». А ветеран завода, резчик на гильотинных ножах заготовительного цеха Павел Петров, знавший Юрыгина и всех последующих директоров, был по-рабочему прямолинеен: «Он – не вор».
Почему-то все выражают уверенность, что будь Николай Иванович Юрыгин у руля завода, завод жил бы и сейчас. Пример тому – здравствующий и поныне тверской экскаваторный завод.
В заключение хотелось бы от всего коллектива ветеранов КЭЗ обратиться к мэру и городскому Совету. Было бы справедливо назвать одну из улиц экскаваторного поселка именем Н.И. Юрыгина.
Л. КАРАНТАЕВ,
В. ШИЛКИН, Е. МИНИНА
по поручению
ветеранов КЭЗ

Оставить комментарий
Да мой дед тоже всегда очень хвалил Юрыгина, очень уважал его. Все уважали и соседи (жил я на Лопатина - наполовину построенной Экскаваторным) и сослуживцы. Перед распадом СССР в восьмидесятых КЭЗ пожалуй самое социально ориентированное предприятие было, большая заслуга в этом Юрыгина.