11.04.2017, 10:27

Изгои поневоле

В одном из номеров газеты мы рассказывали, как из-за сломавшегося рентген-аппарата в ЦГБ женщину с травмой ноги супругу пришлось несколько раз носить на руках из поликлиники в приемное отделение и обратно. Мы даже не предполагали, что наибольший отклик этот рассказ найдет не у горожан, а у самих врачей-травматологов. Они признали, что подобные ситуации случаются чуть ли не ежедневно. И рассказали о наболевшем.
Изгои поневоле
Ковровчане – терпеливцы
Травматологи поделились, что первичную травматологическую помощь вместо поликлиники уже не первый год оказывают в приемном отделении ЦГБ. И делается это, увы, не для удобства пациентов. Просто на пяти врачебных ставках в поликлинике трудится один травматолог. Он и заведующий, и на приеме, и на врачебной комиссии. Чтобы хоть как-то разгрузить его, и пришлось первичный прием переводить в травмпункт приемного отделения. Но это проблему не только не решило, а даже усугубило. Сегодня травматологи из отделения разрываются между своими пациентами и теми, кому необходима первичная помощь. А ведь они ко всему прочему проводят экстренные и плановые операции. И поэтому частенько даже тем, кого в больницу доставила «скорая», травматолога приходится ждать часами. Врачи удивляются терпению ковровчан. Иногда по три часа ждут и молчат, и жалоб в вышестоящие инстанции никто не пишет. Хотя из приемного отделения на рентген им приходится идти в поликлинику, а потом еще и за больничным туда возвращаться.
Зная о существующей проблеме, департамент здравоохранения усугубил ее, приняв решение присоединить к ЦГБ первичную травматологическую помощь для жителей Вязников и Камешкова. Нет, на базе ЦГБ не создан межмуниципальный травматологический центр по типу сосудистого. Просто в соседних территориях врачей-травматологов нет, и оказывать помощь некому. Пострадавших из Вязников в Ковров и на «скорой» доставляют.
Многостаночники
В отделении травматологии обстановка не легче. Из 17 врачебных ставок занято лишь шесть. Все врачи – профессионалы с огромным опытом. Но больше половины из них пенсионного или предпенсионного возраста. Еще год-два, и они начнут уходить на пенсию. Замены нет. Травматологи с ужасом понимают, что спокойно отгулять положенные отпуска они вряд ли смогут. Не получится и отлучиться на курсы повышения квалификации. И уж не дай бог кому заболеть.
За последние несколько лет новые травматологи в ЦГБ приходили, но не задерживались. По словам самих врачей, зарплата во всех больницах почти одинаковая. А вот нагрузка... И единственное, что может удержать специалистов в стационаре, – комфортные условия работы и решение бытовых проблем.
Говоря о бытовых проблемах, врачи имеют в виду жилье. Не решив этот вопрос, удержать специалиста даже зарплатой не получится. Последний раз квартиры медикам давали в бытность И. Табацковой. Врачи, получившие тогда жилье, работают по сей день и уходить никуда не собираются. Потом медицину передали в полномочия области. С тех пор жилищные вопросы врачей медицинское руководство региона словно не замечает. Местные власти, понимая, насколько сложна ситуация в больнице, и рады бы помочь, да закон не позволяет – «нецелевое расходование средств».
Что касается условий труда в травматологии, комфортными их не назовешь. Всю смену приходится бегать из своего отделения в приемное. Но самое страшное не в этом. Сегодня, чтобы хоть как-то компенсировать нехватку кадров, доктора, кто в силах, вынуждены работать на две ставки. Такой график выматывает их и морально, и физически. Они честно признаются, что боятся от усталости совершить врачебную ошибку.
Сейчас в правительстве обсуждается новый закон, по которому на травматолога придется учиться больше 10 лет. Если его примут, то ковровские медики уверены – новых специалистов ЦГБ больше не видать. Да и в целом по стране число врачей этой специальности значительно уменьшится.
Область далеко, правительство – того дальше
Врачи понимают, решить проблему кадрового голода главврач ЦГБ не в силах – механизмов нет. А руководство департамента от проблем районных больниц далеко. Уже не только травматологи опасаются, что ковровскую медицину может постичь участь вязниковской, гороховецкой, камешковской. Там из-за отсутствия кадров закрыты многие отделения.
Не на пользу государственной больнице идет частно-государственное партнерство. Передав часть госзаказа частным клиникам, облздрав уменьшает заказ государственным. Например, в прошлом году в травматологии ЦГБ урезанный заказ выполнили за 10 месяцев. И последние два работали, как бы нелепо это ни звучало, – в убыток. Ведь ЦГБ не частная контора, которая при отсутствии финансирования может отказать в услуге. Так и лечили пострадавших за счет средств больницы. А могли бы потратить их на приобретение нового оборудования. Оно, что уж греха таить, в большинстве своем устарело и морально, и физически.
Ощущается оторванность областного начальства от проблем с медикаментозным обеспечением. У травматологов большие претензии к расходным материалам. Например, они считают, что область закупает неоправданно дорогие импортные расходники для остеосинтеза. Есть российские аналоги, которые не уступают импортным. Тут и экономия, и импортозамещение. Кроме того, часто в травматологию приходят не те расходники, которые заказывает больница, а те, что есть в наличии у поставщика. Часто оборудование оказывается неукомплектованным и его участь – пылиться на складе.
Абсурд, да и только
Завершить этот грустный рассказ хочется зарисовкой. Она как нельзя лучше характеризует общее положение дел в медицине. В самом конце приемного отделения ЦГБ есть небольшая рекреация, где стоят каталки. На них частенько отсыпаются пьяные, которых с улицы в больницу доставляют «скорые». Институт вытрезвителей в стране упразднен. Законодатели считают, что отсыпаться алкашне лучше в больницах. Врачи, понимая, что пьяный человек постояльцам палат доставит серьезные неудобства, укладывают их в приемном отделении. Лежат эти маргиналы на виду у больных, посапывают. Кто, извините за натурализм, обмочился, кого стошнило. Хорошо, если у пьяных следов свежих травм нет – отоспятся и уйдут. А если спьяну навернулся, случилась ссадина на лбу, врачи обязаны оформить его в палату и обследовать на наличие сотрясения головного мозга, а при выписке еще и больничный оформить. На это минимум дня три уйдет. А на его месте должен лежать плановый больной, которому в госпитализации отказали в последний момент, так как место занято.
Абсурд?! К сожалению, этих явлений в нашей стране сегодня очень много.
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий