05.09.2017, 11:21

Встречайте – роботы на дорогах

Илье Юркевичу на разработку универсального конструктора беспилотных транспортных систем выделят 200 тысяч рублей, а Дмитрию Наумову, который работает над модулем беспилотного управления транспортом, – 100.
Встречайте –  роботы на дорогах
На последней, транспортной, смене Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов на Клязьме» эти проекты студентов КГТА удостоены грантов. В числе 26 из более 140 представленных работ. Мы встретились с ребятами и их научным руководителем, заведующим кафедрой автоматики и управления Ковровской академии Андреем Карпенковым и узнали много интересного и нового.
Встречайте –  роботы на дорогах
Всему «виной» «Red Eyes»
Илья и Дмитрий учатся на 3 курсе механико-технологического факультета (направление – «Мехатроника и робототехника»). Входят в клуб робототехников КГТА, отсюда и интерес к теме. Напомним, около 10 лет назад энтузиасты основали в академии «Red Eyes» – первую студенческую команду, которая не раз занимала призовые места на крупных робототехнических состязаниях. Поколения ребят, входивших в её состав, менялись. Несколько лет назад сменился и их наставник. А ещё за эти годы у инженеров нового поколения появилась своя лаборатория, клуб, выросло число команд.
Работу над проектами третьекурсники начали задолго до решения поехать на «Территорию смыслов». Смена, на которой их защищали, для форума стала новинкой. Поэтому это настоящая удача, что ребятам представился такой шанс и они получат финансовую поддержку. Но это только начало.
«Беспилотные транспортные средства, как научное направление, приобретают огромную популярность и в России, и за рубежом, – рассказывает Дмитрий Наумов. – За ними будущее. Жизнь людей значительно облегчится, когда роботы будут массово применяться не только на производстве».
Например, его проект в перспективе позволит оснащать любое авто специальным оборудованием, которое сделает возможным движение без водителя на дорогах общего пользования. Конечно, потребуются специальные полосы, дорожные знаки, законы. И исследования в этом направлении ведутся серьёзные. И не только вузовским сообществом.
Встречайте –  роботы на дорогах
Мечта. Начало
В России темой активно занимаются группа компаний «КамАЗ» и Государственный научный центр «НАМИ». Их последняя совместная разработка – беспилотный микроавтобус «Шатл», возможности которого уже оценил Дмитрий Медведев. Говорят о том, что «Шатл» может перевозить гостей на чемпионате мира по футболу 2018-го года, финальная часть которого пройдёт в нашей стране. В США тоже испытывают такие машины. Тем не менее российские автоконцерны не отчаиваются создать с нуля отрасль беспилотного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок и закрепиться на мировых рынках.
Конечно, в случае Дмитрия Наумова речь, скорее, идёт о демонстрационных моделях. Но именно с помощью них он рассчитывает привлечь к работе сверстников. Ведь это реально интересно. В клубе робототехники КГТА в ближайшее время планируют заняться не только наземными беспилотными транспортными средствами (всем известна их радиоуправляемая «газель»), но и квадрокоптерами.
А ещё завод им. Дегтярёва отдал клубу снегоболотоход, и его тоже роботезируют. Интерес и в разности принципов управления, и в возможностях. К счастью, ценность такого хобби у молодёжи в нашем городе понимают. Клуб робототехников академии поддерживают ВНИИ «Сигнал», ЗиД, «ВсеИнструменты.ру».
Молодые мастера
Ещё одно популярное движение, которое в последние годы активно захватывает студенчество, – «WorldSkills». В состязаниях профессионального мастерства участвуют и рабочая молодёжь, и те, кто только готовится к профессиональной деятельности. Вот и Илья Юркевич доказал экспертам «Территории смыслов», что молодым необходим универсальный бюджетный конструктор, который позволит готовить участников к соревнованиям. Ведь профессиональные наборы стоят более 400 тысяч, а претендовать на призовые места без тренировки крайне сложно.
Его команда готова удешевить набор за счёт создания собственного программного обеспечения, альтернативных деталей и элементов. Область применения будущего конструктора обширная, готовиться можно не только к «WorldSkills», но и к другим соревнованиям. А использовать даже для занятий со школьниками.
Илья признаётся, что ехали они с ребятами на форум, конечно, за победой. Но отличным зарядом стали не сами лавры, а именно «зелёный свет», который им дали, общение с людьми, которые уже достигли успеха. Тему беспилотных систем, их внедрение на территории нашей страны поднимали различные спикеры «ТС». Возникали и сопутствующие вопросы. Один из них: что делать с российскими дорогами, на таких вряд ли приживутся роботы.
Встречайте –  роботы на дорогах
Антикафе для программистов
Конечно, смета обоих проектов (а их ребята составляли для своих работ) куда дороже тех денег, что удалось выиграть. Но старт хороший. А дальше всё в руках авторов. Как говорят ребята, усовершенствовать разработку можно до бесконечности. Вообще от клуба робототехников КГТА на транспортной смене защищали свои идеи три представителя. К сожалению, Никите Зиновьеву повезло меньше его коллег. Но это не значит, что его проект так и останется на бумаге.
«Будем искать спонсоров, дальше участвовать в конкурсах, – говорит Андрей Карпенков. – Тема очень актуальная. А идея в том, чтобы на базе нашей лаборатории создать хакспейс – место, куда любой желающий может прийти проверить свою идею, поработать, пообщаться с единомышленниками. В нём созданы все условия, есть необходимая инфраструктура, ресурсы. На базе таких объединений зарождаются стартапы, своя атмосфера». И в Коврове подобного ещё точно не было.
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий