28.11.2017, 11:19

Кто виноват в позоре?

Выступление российского школьника на траурном собрании в Бундестаге, а особенно его фраза о «невинно погибших» в русском плену солдатах Вермахта, всколыхнули нашу страну. Еще бы! Опозорена держава, практически искажена история. Во всеуслышание. Перед потомками захватчиков...
Кто виноват в позоре?
Пока на «высшем уровне» ищут оправдания и виноватых, мы решили посмотреть на случившийся конфуз снизу, из глубины. И первым делом обратились к школьным историкам и лидерам патриотических объединений.
Руководитель проекта «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!» Людмила Петрова: «В Бундестаге была конференция, ее цель – скорбь по тем, кто не вернулся из боя. По погибшим и со стороны России, и со стороны Германии. Ребятам с той и с другой стороны были даны задания изучить судьбы солдат враждующих армий. Они изучили и поделились своей информацией. На конференции, безусловно, все в очередной раз осудили фашизм.
А с нашим мальчиком недоработали педагоги, которые готовили его к выступлению. Потому что очень важно расставить акценты. Ребенок хотел сказать о гуманизме, о том, что война никому не приносит блага. Но не вышло. Не было нужных акцентов. В русском языке много нюансов. Даже паузы важны. Как, например, во фразе «казнить нельзя помиловать». Не думаю, что школьник Николай Десятниченко из Нового Уренгоя действительно считает немецких оккупантов несчастными жертвами. Зачем на него обрушивать негодование?
Но это урок прежде всего для историков, педагогов, воспитателей. Очень просто акции проводить, но нужно не только шары в небо запускать или на площадях танцевальные флешмобы устраивать. Нужно тщательнее работать с детьми, скрупулезно заниматься системой патриотического воспитания. Вот, к примеру, организаторы выставки «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!» попросили экскурсантов назвать полководцев Победы. Увидели, что вопрос для них труден, и заострили внимание на этой теме. Теперь дети проводят живую поисковую работу, встречаются с семьями маршалов. Всем нам надо понять, что же такое патриотическое воспитание сегодня. И, конечно, таких казусов, как в Бундестаге, допускать нельзя».
Председатель совета Владимирской региональной общественной организации участников боевых действий «ВОИН» Анатолий Цвеловский: «Думаю, мальчик серьезно готовился к выступлению на столь высоком уровне, историю изучал. И патриотически он настроен. Но текст выступления им прочитан по бумажке, глаз от нее не отрывал. Сто процентов, каждое предложение в нем заранее проверили и утвердили ответственные товарищи. Пусть даже пришлось выступление срочно сокращать по регламенту, взрослый член делегации при этом присутствовал. И, скорее, даже не рядовой педагог, а представитель департамента образования. Почему при сокращении ответственный товарищ допустил такие ляпы?
Плохо не то, что мальчик пожалел немецкого солдата. Плохо то, в какой контекст попала эта жалость. И самое плохое, на мой взгляд, – выражение «так называемый Сталинградский котел». Это и был Сталинградский котел. Это наша история. Вот когда наших детей начнут правильно учить нашей истории, а не «так называемой», тогда мы не будем краснеть всей страной».
Учитель истории, педагог с 30-летним стажем Татьяна Салтыкова: «Первая моя мысль по поводу случившегося – педагоги не удосужились показать ребенку разные стороны войны и сделать полный анализ этого исторического события. Да, уроков по теме в школьной программе немного и учебники оставляют желать лучшего. Однако грамотный учитель может выстроить работу правильно.
Вторая мысль – родители мальчика, поколение девяностых, судят о войне, оглядываясь на Европу, где идет очернение советского строя. Родители толерантны настолько, что винят в войне сталинскую систему.
Фактическую сторону Великой Отечественной войны девятиклассник изучил: даты, события, имена. А твердой эмоционально-чувственной оценки у него или нет, или она неправильно сформирована взрослыми. Патриотизм слабоват.
Судя по докладу, мальчик не старался кого-то опорочить. Современный ребенок ужаснулся нечеловеческим условиям, в которых жили пленные немцы. Это понятно. Он бы ужаснулся и газовым камерам фашистских лагерей. И, возможно, гораздо больше. Но в Бундестаге у него было слишком мало времени для развернутой мысли. Простые люди, немцы ли, русские ли, – всегда жертвы системы и жертвы войны. Это здравая мысль не пришла в голову тем, кто ругает школьника и пишет гневные посты в интернете».
Тем временем скандал набирает обороты. Выяснилось, что не только Николай Десятниченко допустил в своей речи грубые ошибки. Еще две российские школьницы в немецком парламенте описали печальную участь погибших немецких солдат и тоже сожалели об этих «невинных жертвах».
Сам Николай Десятниченко в эфире телеканала «Россия 24» признался, что его доклад был заранее отредактирован организаторами мероприятия с немецкой стороны (!).
Пока в СМИ молчат, кого и каким образом у нас наказали за высказывания «кающегося мальчика». Известно только, что инициирована проверка Генпрокуратурой и ФСБ. Как эхо данного инцидента отзовется в российской системе образования, нам еще предстоит узнать. А чисто по-человечески печально, что в новом времени новое поколение «забыло, простило и потеряло».
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий
Сталин поднимает трубку, говорит:

- Лаврентий… я тут посмотрел репортаж о мальчике из Нового Уренгоя. Записывай.

Учителя истории – на Таймыр, пусть оленям историю читает.

Директора школы – в истопники, пожизненно.

Мэра города и председателя гороно – в командировку, по сталинским местам. Там и оставить, на пятнадцать лет, без права переписки.

- Понял, товарищ Сталин. А с мальчиком что?

- Мальчика наградить.

- Не понял, товарищ Сталин…

- Наградить. Выдать почетную грамоту. Столько врагов народа нам сдал.