05.12.2017, 09:21

Когда отбирают детей

Пленум Верховного суда принял постановление, которое должно поставить на место чиновников, зачастую перегибающих палку при решении вопросов по изъятию детей из семьи. В постановлении рассказывается, на каких основаниях можно лишить родительских прав, когда необходимо изъять ребенка из семьи и в каких случаях нужно прислушаться к его мнению.


За несколько месяцев до упомянутого Пленума Верховного суда в Общественной палате РФ был проведён «круглый стол» по «ювенальной юстиции». К работе органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних, госорганов, готовящих нормативные акты, у общественников возникают многочисленные вопросы. Основной проблемой родители назвали то, что незаконные изъятия детей из семей и иные нарушения законодательства социальными службами – случаи не «единичные», а массовые и систематические.
Неограниченные полномочия
На «круглом столе» был представлен доклад, в котором приводится почти полторы тысячи примеров, когда практически не ограниченные полномочия органов опеки и попечительства приводили к результатам, повергшим общественность в шок. Среди них случаи во Владимирской области.
В Муромском районе представители органов опеки увезли детей под предлогом того, что мать оставила их дома одних. Женщина после развода одна воспитывает четверых детей. Она уехала в город за лекарствами, а вернувшись, обнаружила, что «детей забрала опека». В отделе опеки матери угрожали лишением родительских прав в связи с отсутствием работы – женщина, младшим близнецам которой 7 месяцев, не работает, живёт на алименты и за счёт подсобного хозяйства. Детей вернули лишь после вмешательства областного уполномоченного по правам ребёнка Г. Прохорычева.
В одной из школ учительница заметила синяк у мальчика. По сигналу в семью приехала группа экстренного реагирования и изъяла всех детей. Оказалось, что у мамы с учительницей сына стали складываться натянутые отношения из-за ухудшения успеваемости ребенка.
В Карабаново мать пятерых детей попала в больницу, дети остались с гражданским мужем женщины и со своим дядей – братом матери. Органы опеки под предлогом того, что гражданский муж и дядя не являются законными представителем детей, не интересуясь мнением детей, старшим из которых исполнилось 14 и 16 лет, изъяли их из семьи с помощью наряда Росгвардии. Детей вернули только после того, как дядя оформил документы на временное опекунство.
В докладе подчёркивается: чиновники уверены, что ребёнок не имеет права находиться с взрослыми, не являющимися родителями и опекунами. Примеров, когда отбирали у дядей и тётей, и даже у бабушек и дедушек, в докладе десятки.
Случается, что социальные службы вместо материальной помощи семье провоцируют радикальные меры. В одном регионе мать обратилась в социальные службы за теплыми вещами для девочки – из-за отсутствия одежды её дочь не посещала школу. Но вместо помощи опека подала в суд на ограничение родительских прав, даже не оповестив мать. Суд вынес заочное решение. Мать ограничили в родительских правах и присудили взыскание алиментов. Об этом она узнала, только когда комиссия пришла за ребёнком и поместила его в инфекционную больницу, где девочка сразу же заболела.
Мать обжаловала решение суда – органы опеки при подаче иска намеренно указали адрес прописки, а не фактический адрес проживания, куда сами же и ходили с проверками. Новым решением суд отказал в удовлетворении иска по ограничению матери в родительских правах.
Человеческий фактор
Возможно, ковровским родителям просто повезло с чиновниками, но подобной статистики в Коврове нет. Ювенальная юстиция в городе работает пока только по неблагополучным семьям. В прошлом году в рамках операции «Семья» у недобросовестных родителей изъяли 5 детей в возрасте от 4 до 15 лет. За 9 месяцев этого года изымалось на время 32 ребёнка в возрасте от 1 месяца до 15 лет. Детей, как уверяют ковровские чиновники, забирали в самых исключительных случаях до устранения родителями неблагоприятных факторов: антисанитария, алкоголизм, плохая еда и т.д.
Но следует отметить, что даже такие случаи на упомянутом «круглом столе» посчитали недопустимыми. Что интересно, каждое лето мы наблюдаем нашествие попрошаек с грязными и плохо одетыми детьми. Но вряд ли кто видел, чтобы сотрудники опеки или полиции пытались отнять бегающих в рванье босиком детей...
Суд положил конец произволу
В постановлении Верховного суда уточняется – ставить вопрос о лишении родительских прав следует лишь в исключительных случаях. Например, при уклонении от выполнения обязанностей родителей – отсутствии заботы о здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении, злостном уклонении от уплаты алиментов. Или при вовлечении детей в занятие азартными играми, склонении к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству и т.п. А внесудебное изъятие детей, согласно постановлению, допустимо только при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка. Тяжёлое материальное положение – ещё не повод изъять ребенка, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями.
Судебный орган жестко ограничил чиновников в правах. Для изъятия ребенка, подчёркивает пленум, необходимо иметь на руках акт органа исполнительной власти субъекта или главы муниципального образования.
Думается, жёсткие рамки, установленные Верховным судом России, позволят в дальнейшем избежать тех ситуаций, которые были озвучены на «круглом столе» в Общественной палате. А действия чиновников по изъятию детей из семей перестанут быть основанием для привлечения их к ответственности.
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий