12.12.2017, 10:43

Кто виноват, что детки неотесаны?

Уже много лет не затухает конфликт между родителями и школой. Каждая сторона имеет свою точку зрения насчет воспитания детей. И ладно бы спорили, как правильно вырастить благонравного ребенка. Так нет. Препираются из-за другого. Школа считает, что мамы и папы в первую очередь в ответе за чадо. Родители – что школа.


















В поисках крайних
«Измучились мы с девочкой. В школе учиться не желает, прогул за прогулом. И так месяцами, – печально рассказывает знакомый учитель. – А если придет изредка, обязательно у детей что-нибудь украдет. Доказательств зачастую нет, но и так понятно. Бились мы с ней бились. Классный руководитель, социальный педагог, директор и завуч. И разъясняли, и уговаривали, и с родителями работали. Все бесполезно. Недавно сверху поступило распоряжение, чтобы педагоги за ручку трудного ребенка в школу приводили. А как заставить? Не силой же. А родителям все равно».
«Вы не представляете! На наших детей всем учителям наплевать с высокой колокольни, – возмущается родительница одного из ковровских школьников. – После урока с вопросами не обратись – открытым текстом к репетиторам отсылают. А ведь ребенок не просто так, он понять тему хочет. Закончились уроки – до свидания. Никаких вам интересных дел, походов в кино всем вместе. Для сына праздник настоящий, если чего-то подобное случается. Говорят, у нас в школе функция образовательная – главная. Вот и образовываем на уроках. Чего еще надо? И куда ребенку податься, если на платные кружки-секции денег нет? Кто с ним займется, если я работаю от зари до зари?».
Мы привели в пример всего две реплики. Но их на самом деле масса. И как тут разобраться, кто прав, кто виноват? Судя по мнению родительницы, в школе полностью отсутствует воспитательный аспект. Судя по реплике учителя, дома с этим все плохо.
На три апельсина в месяц
Старшее поколение сейчас с ностальгией вспоминает Страну Советов. Дескать, в ней родители по 12 часов на службе не пропадали, на полторы-две ставки не пахали. Получали нормальную зарплату за 8 часов в день, и было много времени на детей. В случае чего с внуками сидели неработающие бабушки, которым довольно было пенсий. А теперь молодым семьям для общения с детьми остаются выходные и праздники. Государство поставило родителей в такие условия, что им просто некогда заниматься с детьми. Невеликое пособие по уходу за ребенком (40% от средней зарплаты) платят до 1,5 лет.
Давайте вспомним реалии советской эпохи. Не в угоду тому или другому строю. Просто по факту. Тогда тоже с хорошими зарплатами везло не всем. И, бывало, подрабатывали люди. Вплоть до начала 80-х годов послеродовой декретный отпуск оплачивался всего до 3 месяцев. С начала 80-х до начала 90-х – до 1 года, составляло пособие по уходу за ребенком 35 рублей. В перестроечные 90-е отпуск продлили аж до 3 лет, но от государства поступали при этом сущие копейки, которых хватало буквально на три апельсина в месяц. Большой плюс СССР – в ясли малышей принимали от 3 месяцев, кружки и секции были бесплатные. Однако воспитание детей в таком случае с плеч родителей перекладывалось на учреждения.
Не знают наши мамы, не знают наши папы...
Теперь давайте внимательнее присмотримся к современным реалиям и современным мамам-папам. Ответственные и любящие родители в любом случае всегда найдут возможность для общения с детьми. А другие... После работы или в выходные во время своих домашних дел они включают ребенку телевизор или гаджет подсовывают. Мало кто параллельно пытается научить его, как пельмешки лепить или гвоздь забить. Да и сами взрослые стали гораздо реже делать подобную домашнюю работу. Полуфабрикаты в магазине всегда есть, вещи в стиралку забросить не проблема, мастера вызвать тоже. Иногда много времени они сами проводят за компьютером или телефонными разговорами. На прогулке молодые мамы с маленькими детьми общаются мало. Чаще – друг с другом. Подростки снова сами по себе. И не только в силу возрастных особенностей. Складывается ощущение, что в современном мире потребления родители в полной мере не осознают свою задачу. Ребенок накормлен, прилично одет, в школу ходит, платные студии посещает. Остальное – не их забота.
Неужели переоценили ценности?
Любая наша школа без труда и в подробностях опишет свою многогранную воспитательную программу. Она была и всегда есть в наличии. Но всегда ли действительно работает на детей? Учителя расскажут, как из-за всевозможных запретов, рабочей перегрузки, двухсменки трудно воспитывать школьников по-старому: вывозить на экскурсии, вести задушевные беседы на переменах, устраивать с классом разного рода мероприятия в стенах школы и т.д. Обязательно при этом напомнят: педагоги со стажем еле-еле успевают провести многочисленные уроки, а молодые учителя в школу не идут. Деликатно промолчат о том, что в педагогической среде тоже произошла переоценка ценностей, как во всем нашем обществе. Что всегда есть такие учителя, которых воспитательный аспект не волнует, лишь бы учебные показатели были хорошими. Тогда и статус, и почет, и жалование повыше.
Не выходит у родителей и школы без взаимных упреков совместно взяться за дело. Может, каждому надо перестать повально обвинять кого-то или что-то, а посмотреть на себя со стороны? И наконец понять печальную истину: страшно, когда ребенок остается не при тех и не при сех.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий