Войти
 
18.09.2018, 10:19

Техника на грани фантастики

В КГТА команда ученых и студентов работает над наземным беспилотным транспортным средством, которое сможет преодолевать десятки километров в автономном режиме. Другими словами, создают автомобиль, способный ездить без участия человека в управлении. А стимулом для такой работы стал технологический конкурс «Зимний город». Призовой фонд конкурса составляет 175 миллионов рублей. Регистрацию прошли 27 команд, представляющие почти все федеральные округа страны. От Владимирской области на конкурс вышла только КГТА.
Техника на грани фантастики

Поездка по зимнему городу
Технологический конкурс «Зимний город» объявлен Национальной технологической инициативой совместно с Российской венчурной компанией при поддержке компании «Яндекс». Задача конкурсантов заключается в создании транспортного средства, которое в автономном режиме за три часа преодолеет пятьдесят километров в условиях города Москвы. Моделируется ситуация, когда житель столицы собрался выехать за город.
Почему «Зимний город»? Потому что автомобилю придется это делать в экстремальных зимних условиях, причем как в дневное, так и в ночное время. Разумеется, транспортное средство должно совершать движение с соблюдением всех правил дорожного движения.
На втором этапе командам необходимо создать видеоролик, где их транспортное средство выполняет несложные элементы: движение по траектории, повороты, парковку, учитывает дорожную обстановку и может объехать препятствие или остановиться перед ним. Это лишь малая часть того, что требуется от беспилотника, детский уровень, так сказать. Чего не скажешь о следующем этапе.
В Московской области на полигоне, имитирующем городские условия, чудо инженерной мысли должно выполнить ряд заданий: езда в «пробке», прохождение регулируемых и не регулируемых перекрестков, поворот налево при выезде с второстепенной дороги, когда по главной дороге идет оживленное движение. Беспилотник должен избежать аварийной ситуации, когда другой участник движения нарушает ПДД.
Наконец, на последнем этапе автомобиль продемонстрирует свои возможности, выполняя задания на улицах Москвы. На финал допускается не более десяти участников.
«Альфа» – значит, первая
Команда КГТА, которая называется «Альфа», сейчас готовится ко второму этапу. Работа в области создания беспилотных транспортных средств, способных двигаться в автономном режиме, учеными академии ведется не первый год. С такой моделью (это был снегоболотоход) они выступили на последнем робокроссе в Нижегородской области.
На этих состязаниях из шести команд, вышедших в финал, только две, включая команду КГТА, представили машины, способные двигаться автономно. Остальные ограничились радиоуправляемыми моделями. Автомобиль должен был пройти дистанцию с преградами-бочками, сделать разворот и вернуться к месту старта. На обратном пути машины ожидал сюрприз: препятствия были уже переставлены. Не все получилось, как планировали. В итоге представители КГТА заняли третье место.
Выйти на «Зимний город» с той же машиной «Альфа» не может. К конкурсу допускаются легковые автомобили и грузопассажирские до 3,5 тонн. Поэтому команда оперативно доводит до ума газель «Бизнес», которая была предоставлена компанией «ГАЗ» для исследований в области роботизации.
Переработали коробку передач, установили электроприводы: одни – для управления педалями сцепления и тормоза, другие – для регулировки скорости движения и угла поворота колес. Ученым предстоит установить ряд сенсорных систем, а также систему связи. Наличие последней – требование конкурса по безопасности, чтобы по радиоканалу в случае необходимости принудительно остановить выполнение программы.
Предстоят и дополнительные затраты: придется заменить систему навигации на более точную. Имеющаяся GPS обеспечивает точность с допуском шесть метров, что недостаточно для позиционирования на дороге. Все это очень дорогое удовольствие: одна «начинка» стоит миллионы, но в условиях конкурса нет ограничений по цене.
КГТА участвует в проекте по разработке системы навигации радиотехнических систем в рамках государственного задания Минобрнауки. Поэтому «Альфа» имеет возможность приобретать спецоборудование. Что-то ей предоставляют во временное пользование. В этом вопросе оказывают помощь ЗиД и «Сигнал».
Взгляд в будущее
«Я уверен, что все это будет работать, – говорит руководитель команды, кандидат технических наук Андрей Карпенков. – Здесь нет ничего такого, с чем бы мы не имели дело». В «Альфе» он отвечает за общую концепцию, за создание автоматической системы управления и ее взаимодействие с исполнительными элементами.
Его команда: кандидат физико-математических наук Олег Мартынов, доцент Игорь Моцылев, кандидат технических наук, доцент Николай Кузнецов. За каждым из них свое направление работы. Им помогают аспирант Андрей Разбирин, выпускник Бахром Ахмадалиев, студенты Александр Иванов, Максим Смирнов, Валерий Гончаренко. Консультантами проекта являются идейный вдохновитель первой команды КГТА по робототехнике «Red Eyes» Дмитрий Лапыгин и начальник сектора ВНИИ «Сигнал» Алексей Солдатенков.
По словам А. Карпенкова, победитель получает не только значительный денежный приз – в масштабах страны он становится признанным лидером по разработке наземных беспилотных транспортных средств. А это статус, позволяющий работать на международной арене.
Пожелаем этим светлым головам успеха в таком, казалось бы, фантастическом проекте! Ведь сейчас, похоже, создается будущее. Наверное, не за горами то время, когда по нашим дорогам будут разъезжать беспилотники. Андрей Карпенков считает, что наступит оно не раньше чем через 10-15 лет. А вот системы помощи водителю, когда он может отвлечься от управления без опасения попасть в аварию, уже существуют. В российском автопроме они могут появиться лет через пять.
Олег МАХОВ
Оставить комментарий
31 окт 2017

Переход на «зиму»

05 сен 2017

Встречайте – роботы на дорогах

22 ноя 2016

Кандидат в Эмираты

26 июл 2016

Машина без водителя

05 июл 2016

Проект будущего